Вчера / 13:15
Кошка принесла хозяйке выигрышный лотерейный билет
Сегодня / 14:57
В пресс-службе РПЦ призвали не убирать теорию Дарвина из школьной программы
Сегодня / 13:51
Работодатели стали охотнее нанимать соискателей старше 50 лет из‑за дефицита кадров
Сегодня / 13:39
Шаман — о том, почему патриоту можно иметь айфон: «А вдруг его создатели вдохновлялись Чайковским?»
Сегодня / 12:59
80-летняя кореянка собирается на «Мисс Вселенную». Она прошла в финал национального отбора
Сегодня / 12:49
В Telegram появятся цифровые подарки
Сегодня / 11:55
Католический университет в Бельгии разочарован речью папы римского о женщинах
Сегодня / 10:57
Опрос: большая часть россиян не согласны, что обучение в школах нужно сократить
Сегодня / 08:59
YouTube заблокировал в США треки Адель, Боба Дилана и Green Day
Вчера / 20:29
Канье Уэст анонсировал новый альбом «Bully»
Вчера / 19:54
Британец отправился в поход по 650 пабам, чтобы оказать поддержку индустрии
Вчера / 18:42
В Испании к реставрации фресок привлекли специально обученные бактерии
Вчера / 17:13
В Петербурге задержали подозреваемого в похищении ребенка, которое произошло десять лет назад
Вчера / 16:14
Ученые вырастили из 1000-летнего семечка исчезнувшее дерево, упомянутое в Библии
Вчера / 16:09
«Провожающая в последний путь Фрирен» получит второй сезон
Вчера / 14:54
В 65% продаваемой в России косметики нашли опасные вещества
Вчера / 14:51
Sky подала в суд на Warner Bros. из‑за сериала про Гарри Поттера
Вчера / 14:19
Профсоюз учителей недоволен окладами ниже МРОТ
Вчера / 14:07
Тайванец подал в суд на маму, которая выбросила его коллекцию манги
Вчера / 11:32
Ученым впервые удалось обратить действие диабета первого типа
Вчера / 10:47
Сотни фанатов фильмов о Гарри Поттере почтили память Мэгги Смит
Вчера / 10:15
В Дагестане 12 человек погибли при взрыве на АЗС
Вчера / 09:57
Активисты Just Stop Oil облили супом «Подсолнухи» Ван Гога
Вчера / 09:03
DC работает над фильмом о соперниках Бэтмена Бейне и Дефстроуке
Вчера / 02:12
Бьорк выпустит концертный фильм «Рог изобилия», посвященный климатическому кризису
Вчера / 01:20
У Эллен ДеДженерес диагностировали остеопороз, ОКР и синдром дефицита внимания
Вчера / 00:37
Max показал тизер сериала «Как вода для шоколада». Его спродюсировала Сальма Хайек
27 сентября / 23:41
Адам Драйвер признался, что современные фильмы «не оставляют ничего, что можно открыть для себя»
27 сентября / 23:30
Турция и Германия поспорили из‑за рецепта денер-кебаба. В спор вмешались власти ЕС
27 сентября / 22:56
Ведущий прогноза погоды в США спас женщину, застрявшую в машине при затоплении
27 сентября / 22:20
Лондонский суд осудил экоактивисток на реальные сроки за облитую супом картину Ван Гога
27 сентября / 21:59
Актер «SNL» рассказал, что Сидни Суини «чуть ли не умоляла» добавить в скетчи шутки про ее грудь
27 сентября / 21:15
Хилари Суонк пополнит актерский состав сериала «Шершни»
27 сентября / 20:50
Альтман просил 7 трлн долларов и 36 заводов для OpenAI. Его назвали «чуваком» с абсурдными идеями
27 сентября / 20:29
Мерил Стрип сыграет в экранизации романа «Поправки» Джонатана Франзена

Гнойный и Замай пришли на телеканал «Культура». Вот как это было

18 сентября 2017 в 14:11
YouTube

16 сентября на телеканале «Культура» произошел исторический эфир. Михаил Швыдкой пригласил к себе в программу «Агора» рэперов Гнойного и Замая. Вместе с другими гостями студии они обсуждали тему рэп-баттлов и их влияния на культуру. «Афиша Daily» выбрала ключевые фразы участников этого шоу.

Участники разговора: Игорь Волгин (писатель, профессор факультета журналистики МГУ), Сергей Шаргунов (писатель, депутат Госдумы), Александр Кушнир (музыкальный продюсер, журналист), Дмитрий Воденников (поэт), Михаил Швыдкой (ведущий, бывший министр культуры), Гнойный и Замай (оба — рэперы).

Все реплики указаны в их оригинальной последовательности, однако некоторые фразы из дискуссии пропущены. Для полноты картины произошедшего рекомендуем посмотреть видео целиком.

Швыдкой: «Хочу представить наших уважаемых гостей, сразу предупредив их, что мы на канале «Культура», это прямой эфир и слова на «х», «б», «п», «е» и производные от них здесь запрещены. <…> Если мы поглядим на историю, то увидим, что рэп-баттл — это нормальная форма не только литературной, но и социальной жизни».

Волгин: «Это карнавальная культура, это изнаночная культура. <…> У каждого из участников вот этой дуэли есть своя маска, литературная маска. Причем это не так примитивно, как кажется. <…> Люди, которые в этом участвуют, достаточно культурные, начитанные. Они читают поэзию, классику».

Гнойный: «Мне кажется, [это возникло сейчас потому, что] есть социальный заказ. То есть [на то, чтобы] принести в общество культуру дискуссии. <…> Там, где раньше были просто какие-то пустые оскорбления, <…> теперь появилось творчество».

Замай: «Это интересно, потому что рэп-баттлы доступны большому количеству людей. [Рэперы] говорят на простом языке, у них отсутствует некий культурный пафос великих книг. <…> Тут очень много юмора. <…> Главное — это юмор, не агрессивность. Все хотят, чтобы был панчлайн. <…> Баттлы снимают пафос. <…> «Сложные щи» мы это называем».

Шаргунов: «Мне это напоминает творчество битников. Где-то напоминает даже наших шестидесятников. Например, какая-нибудь поэма «Россия воскресе» Андрея Вознесенского и Оксимирон с его «Добро пожаловать в Горгород» («Слово мэра». — Прим. ред.) или «Неваляшкой», на мой слух, начинают перекликаться».

Гнойный: «В России так сложилось, что баттл-рэп-культура вышла за рамки субкультуры. Вообще, в своей сути, в Америке это не очень популярное явление. Столько людей, сколько в России, [там] это не смотрят, потому что это замкнутая на себе игра. Чтобы понимать какой-либо [американский] рэп-баттл, нужно знать весь бэкграунд. <…> Потому что это постоянные отсылки к каким-то предыдущим рэп-баттлам, персонажам внутри этой системы. Ты существуешь в этой системе и получаешь удовольствие от того, что понимаешь все эти вещи, которые за рамки этой системы не выходят».

Воденников: «[При просмотре баттла] мне было скучно, я выключил. Но мне очень нравится идея, что там что-то кипит».

Шаргунов: «Эти рэперы — они, как говорил Горький, все в словах, как рыба в чешуе. Вот это меня обнадеживает. <…> То, что у нас такой интерес к этому, — это интерес к слову».

Швыдкой: «Вы (обращается к Гнойному и Замаю. — Прим. ред.) связаны с реальностью. Это ведь на самом деле не просто игра, а нечто большее».

Кушнир: «Мне интересны рэп-баттлы в контексте телевидения завтрашнего дня. В ближайшие дни начнутся съемки «Голубых огоньков». Мне интересно: хватит ли у центральных каналов смелости пригласить Славу, тебя (Замая. — Прим. ред.) прямо в «Голубой огонек», потому что 40 одних и тех же рыл в течение 40 лет… <…> Я за вас двумя руками, потому что вы (обращается к Гнойному и Замаю. — Прим. ред.) — глоток свежего. Мне плевать — нравится мне это или не нравится. Я за провокацию. <…> Вы молодцы, большие умницы».

Шаргунов: «Дело не только в культуре и этих «Огоньках». Дело в том, что люди истосковались по субъектности. Нужны новые персонажи, нужны новые личности, которые в состоянии отстаивать себя, люди артистичные, со своим стилем, харизмой. Именно этих людей в какой-то момент предлагает YouTube».

Швыдкой: «Опасность состоит не только в том, что [за рэперами] придет огромное количество молодежи, которая вас будет плохо имитировать. Опасность в том, что это станет очень большим бизнесом. Судя по тому, какую возможность дает интернет, — это может стать действительно огромным бизнесом. И тут-то вы (обращается к Гнойному и Замаю. — Прим. ред.) окажетесь в самом сложном положении. <…> Там [в баттлах] есть то, чего нет ни в телевизионных дискуссиях, как правило, ни в политических дебатах, ни в заседаниях Государственной думы. Люди потрясающе слушают. <…> Это потрясающая реакция. То, чего вообще не умеют совсем [сегодня]».

Гнойный: «Мне было немного обидно, что рэпер Оксимирон очень плохо изучил меня. Было бы приятно, если бы он постарался, вник в то, чем я являюсь. Он этого не сделал».

Волгин: «Посмотрите комментарии к вашим (обращается к Гнойному и Замаю. — Прим. ред.) выступлениям — они чудовищны. Идут тысячи комментариев с матом. Многие воспринимают это за подлинную культуру, как игру. Молодое поколение — вот в чем опасность — не будет Тютчева читать, потому что у вас есть текст. <…> В поэзии есть подтекст, у вас — только голый текст, который работает».

Замай: «То, чему большое внимание уделяется, вызовет большое количество реакций. От этого никуда не денешься, чтобы все было правильно или неправильно. Какие-то поймут верно, какие-то нет. И мы в школе должны как-то воспитывать в людях общее образование, чтобы были реакции адекватные».

Гнойный: «Я не хочу никого воспитывать. Мне противна мессианская позиция. На баттлах почитать Гумилева — это не мое. <…> Если мы к этому движемся, то тогда мы на баттлах должны читать исключительно панчлайны про то, что нужно мыть руки перед едой, о том, что нужно чистить зубы каждый день».

Шаргунов: «Мне кажется, что Тютчев и Фет никуда не денутся. Ребята (обращается к Гнойному и Замаю. — Прим. ред.) суперски существуют в зоне маргинального. <…> Но это не отменяет того, что никуда не делась наша большая история, никуда не делась большая культура. <…> Я сужу по одноклассникам своего сына и по тем, кто старше. Они интересуются и Гоголем, и Толстым».

Замай: «Люди хотят энергию. То, чего они сами еще не могут получить».

Гнойный: «Если в результате всех этих баттлов Дмитрий Быков зачитал фристайл на радио, то все это оправданно, все замечательно».

Шаргунов: «Обязательно упомяну с трибуны Госдумы слово «антихайп». Мне кажется, что слово «антихайп» в данном случае очень важное. Люди устали от пошлости, <…> они ищут чего-то подлинного».

Швыдкой: «Я думаю, что наша программа в каком-то смысле помогла сегодняшним зрителям понять этот феномен и убедиться в том, что появление рэп-баттлов в YouTube — это все-таки некий феномен культуры».

Расскажите друзьям