Тренды

Не зовите бухать, изменились приоритеты: разбираемся с трендом на монастыринг

24 октября 2024 в 20:45
Фото: Azamotkin/Getty Images
Двадцатилетние устали от выгорания и решили бороться с ним по-православному — уходом в монастырь. Объясняем, кто запустил тренд, как к нему отнеслись в соцсетях и РПЦ и чем в религиозных общинах занимаются зумеры.

Что такое монастыринг

Представители поколения Z открыли для себя бесплатную и высокодуховную альтернативу ретритам и санаториям. Теперь молодые россияне на несколько недель отправляются в монастыри, помогают там по хозяйству и снимают об этом тиктоки. Главная мотивация зумеров — уйти от суеты современного мира. Многие из них уверены, что такой опыт может заменить даже сеансы психотерапии.

При этом подобная практика существует в православной культуре давно и называется трудничеством — начальной ступенью испытаний на монашеском пути. В обязанности трудников входит, например, уборка храма, помощь на кухне, огороде и в саду. А еще во время нахождения в монастыре работники должны посещать богослужения и «соблюдать благочестие» — скромно одеваться и отказаться от курения, алкоголя и сквернословия. Жить в религиозной общине и бескорыстно работать могут все православные христиане с 18 лет, надо только получить благословение настоятеля выбранного монастыря.

Тренд на монастыринг случайно запустила 27-летняя Анастасия Ащеулова. Она еще 1,5 года назад опубликовала видео про свой пятидневный опыт трудничества. Девушка поделилась с журналистами, что не ожидала такой бурной и поздней реакции на свой ролик: «Сняла о своем опыте небольшое видео и выложила его в сеть. И пошло-поехало. В одно прекрасное утро я проснулась и поняла, что стала знаменитой. Все друзья и знакомые стали скидывать мне перепосты моего прошлогоднего видео из монастыря. Оно разлетелось по многим миллионным пабликам, СМИ и попало даже на ТВ».

Анастасия призналась, что на ее решение стать трудницей повлияли книга «Исповедь бывшей послушницы» Марии Кикоть и сериал «Монастырь». Как только девушка утвердилась в своем желании, она вместе с сестрой связалась с настоятельницей Свияжского Иоанно-Предтеченского женского монастыря и получили у нее разрешение поездку.

Сейчас девушка переживает, что из‑за популяризации тренда молодые люди поедут в монастыри ради понтов и контента.

Молодежь не стала массово идти в трудники, но в соцсетях запустился забавный флешмоб. Те, кто пока только задумывается о такой поездке, записывают видео о непреодолимом стремлении втайне ото всех уехать в монастырь и зовут с собой друзей. Параллельно с этим миллениалы делятся своим опытом трудничества: один пользователь навсегда запомнил, как вместе с другими монахами в январе 2017-го украшал храм к Рождеству, а женщина из твиттера упомянула, как едва влезла в джинсы после двух неделю в общине, проведенных на хлебе и картошке.

«Все еще лучше, чем психотерапия»: как на тренд реагируют россияне, депутаты и РПЦ

С большим позитивом к монастырингу отнеслись чиновники и священнослужители. Феномен, конечно же, не мог оставить равнодушным зампреда Госдумы по защите семьи Виталия Милонова. Он заявил, что про жизнь зумеров-трудников стоило бы снимать «какое‑нибудь хорошее шоу».

Протоиерей и телеведущий Андрей Ткачев порадовался, что «родившиеся с гаджетом в руках» зумеры наконец начали понимать, как можно жить вне соцсетей и «всего пустого». Священник отметил, что русская молодежь сейчас самостоятельно ищет и находит способы «исцелиться от проклятий цивилизации». А вот глава отдела по связям Церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии Макарий отнесся к новомодному веянию с подозрением: «Сразу на себя обращает внимание английский суффикс — это сигнальчик тревоги, нехороший сигнальчик».

Твиттерским, которые смеются над познающими православие зумерами, ответили в редакции медиа про русскую культуру «Русская барыня»: «Миллениалы, выросшие на паблике „Атеист“, сейчас имеют заявить о Боге (Царе и Отечестве) и пытаются уколоть молодое поколение христиан за то, что те ведут себя как христиане. При этом люди, изучавшие Библию по мемам и цитатам Докинза, имеют слабое представление об устройстве церковной жизни. <…> Многие из вас не ходили в воскресную школу — и это видно».

Расскажите друзьям