В сети не утихают споры, насколько этично использовать нейросети, обучение которых проходит на работах реальных художников, и можно ли вообще считать сгенерированные изображения искусством. Недавно дизайнер Аммар Реши выпустил книгу «Alice and Sparkle», написанную и проиллюстрированную при помощи ChatGPT и Midjourney, вызвав гнев профессиональных детских писателей и художников, — его обвинили в воровстве и начали убеждать в том, что он ничего не создал, а «просто сидел перед компьютером». Вскоре после этого пользователь твиттера @zakugamignon составил целый тред, где выступил против «эксплуатации художников», которые «не давали согласия на использование своего искусства», — тот за три дня собрал почти 70 тысяч лайков.
В рунете эта тема тоже обсуждается: блогер @a_kapustin подготовил тред «в защиту людей-художников» — там, например, говорится, что «картины, нарисованные людьми, несут в себе уникальный отпечаток художника», или что нейросети «не имеют способности творчества, поэтому они не могут создавать искусство».
Эти аргументы вызвали активный спор: кто‑то поддержал такую точку зрения, кто‑то назвал нейросети инструментом, с помощью которого все же можно создавать настоящее искусство, а кто‑то раскусил задумку блогера — текст треда был создан при помощи ChatGPT.
«Я попросил GPT-чат написать мне текст против искусственного интеллекта и в пользу художников. Но было бы наивным предположить, что люди поверят искусственному интеллекту в этом вопросе. Поэтому я решил присвоить себе созданный чатом-нейросетью текст и запостил его под своим именем», — рассказал автор идеи Анатолий Капустин «Афише Daily».
По его мнению, искусством можно считать любой процесс создания чего‑либо, а нейросети — удобный для этого инструмент. «Даже если человек берет чужую картинку и присваивает ее себе, добавляя на нее свое имя, в моей картине мира это тоже является искусством, потому что произошло создание смысла через присвоение чужого себе, — объясняет блогер. — Я могу не любить такое искусство, мне оно может не нравиться, но меньшим искусством оно от этого не становится». Получившийся тред он считает одновременно и актом искусства со своей стороны, и удавшимся актом розыгрыша или провокации.