Выставки в Москве

«А одна посетительница сделала на руках стойку»: что на самом деле происходит на выставках

20 июля 2018 в 13:38
«Генеральная репетиция», суперпроект V-A-C, ММОМА и фонда Kadist, продолжается. На выставке работают медиаторы, цель которых — в диалоге вызвать у посетителя интерес к искусству. Они рассказали «Афише Daily» о своих любимых объектах второй части, трудностях работы и самых необычных посетителях.

Саша Шумихина

Искусствовед

Любимый посетитель

«Я запомнила одну девушку, которая задавала очень много вопросов, и все они были важны для понимания работ. Например, что можно считать арт-объектом в работе Пьера Легийона: стопку журналов или фотографию, на которой даже написан адрес фонда Kadist? Почему стопка журналов оказывается объектом искусства? На такие вопросы я обычно стараюсь ответить вместе с посетителями, мы рассуждаем и стараемся прийти к общему мнению. Забавно, что в парных работах Луиз Буржуа — «Женщина» и «Ребенок» — у всех посетителей есть свое мнение по поводу того, кто же из этих объектов ребенок, а кто — мать.

Мне кажется, работа на выставке изменила меня — постоянное общение помогает развить эмпатию. Каждый день я разговариваю с такими разными и не похожими друг на друга людьми, и с большинством из них удается найти общий язык. Кажется, я стала более открытой — и теперь часто болтаю даже со случайными попутчиками в транспорте».

Любимая работа

Кьяра Фумаи «Мужчина-художник — это явное противоречие» (серия фотографий), 2013

«Мне нравится, что Кьяра никогда не называла себя феминисткой, но часто использовала иконические женские образы. В своих работах она становилась ими, как будто в них превращалась, и говорила, что была медиумом. Мне кажется, что феминизм сейчас стал слишком модным и превратился в набор клише для маркетинга. Кьяра же создает новую историю женского искусства и своеобразный пантеон фигур, которые важны для нее и для истории женщин».

Даша Гетманова

Лингвист

Любимый посетитель

«Самой запоминающейся посетительницей была американская бабушка с расстройством памяти. Она была ужасно милой и заходила к нам в музей шесть раз, но каждый раз доходила до середины выставки и забывала, зачем сюда пришла. Мы каждый раз с радостью ее встречали и подарили футболку с названием нашей выставки.

На самом деле интереснее всего разговаривать с посетителями, которые задают, как кто-нибудь может подумать, слишком простые вопросы. «Почему это считается искусством?», «Почему это находится в музее?» Отвечая на них, я всякий раз осознавала, как сильно изменилась за время, проведенное в музее. Кстати, намного сложнее разговаривать с людьми из сферы искусства: они приходят смотреть выставку с определенными ожиданиями, и получается так, что именно из-за этих ожиданий с ними оказывается намного сложнее обсуждать проект».

Любимая работа

Йан Во «Мы народ» (фрагмент), 2011

«Мой любимый экспонат — на втором этаже, работа Йана Во «Мы народ». Это один из фрагментов, повторяющих в деталях статую Свободы. Всего их около 250, они разбросаны по музеям всего мира и выставляются в разное время. Тот фрагмент мне напоминает библейский триптих, части которого также могут оказаться совсем в разных музеях, и, глядя на каждый из них отдельно, можно только догадываться, что происходит на остальных. Интересно, что статуя Свободы — первое, что видят мигранты, приплывая в Америку, и распределение ее частей по всему свету — своеобразный памятник мигрантам».

Аршинова Софья

Культуролог

Любимый посетитель

«Как-то я водила по выставке своего друга-математика и он мне показывал знакомые объекты с другой точки зрения. Например, мы смотрели на фотонегатив, сделанный с большой выдержкой. Я знаю, какая за работой скрывается метафора, а он начинает говорить о технической стороне вещей, которая позволяет этому предмету искусства так сильно воздействовать на зрителя.

Работа на выставке сделала меня спокойнее. Я думаю, что перестала быть скованной, мне стало легче общаться. Раньше я стеснялась делиться своим мнением, всегда казалось, что я недостаточно глубоко погружена в тему, поэтому не имею права высказаться. Здесь же я поняла, что дело не в количестве знаний, а в умении ими оперировать — его и развивает медиация»

Любимая работа

Адам Брумберг и Оливер Чанарин «Смеющихся людей толкают на землю во время смуты» (метки), 2011

«Любимый экспонат выбрать сложно: даже тот, что вызывает негативные чувства, все равно достоин внимания, порой даже большего, чем любимый. Мне нравится проект «Смеющихся людей толкают на землю во время смуты» Адама Брумберга и Оливера Чанарин — большая работа, висит в зале, озаглавленном «Системы». Это 196 фотографий. Стоит объяснить идею: профессиональные фотожурналисты и гражданские фотографы снимали хронику протестов, похорон и террористических актов, а также и другие, более обыденные жизненные ситуации во время конфликта в Северной Ирландии (затяжной конфликт 1960-х — 1998 годов между центральными британскими властями и местными республиканскими национальными организациями вокруг статуса региона. — Прим. ред.) Получившиеся фотографии были подвержены цензуре со стороны людей, которые были запечатлены на снимках и хотели сохранить анонимность. Художники экспонировали те самые фрагменты, которые были изъяты.

Мне интересно думать о том, почему люди решили подвергнуть цензуре именно тот или иной момент. Можно стоять перед этой работой часами и придумывать свои истории. Когда не видишь всей фотографии, то кажется, что цензура не имеет смысла. Например, почему-то цензуре подверглась поднятая в воздух рука».

Галя Луппо

Художник и копирайтер

Любимый посетитель

«Часто люди приходят на последние десять минут выставки и оказываются самыми заинтересованными — их я понять совсем не могу. Но вот одна девушка, которая работает дизайнером в «Яндексе», забежала к нам ненадолго, потом пришла еще раз снова, а после этого привела всех своих коллег. Еще был загадочный мальчик лет шести, который долго рассматривал всю выставку, много со мной разговаривал, а в конце подарил мне пылинку с пола и попросил ее не терять».

Любимая работа

Лиз Дешен «Смещение/подъем № 32», 2011 (справа)

«Многие говорят, что фотография себя изжила. Я так не считаю, хотя сделать что-то новое в этой области будет сложно. Лиз Дешен это удалось: она создала фотограмму (изображение, полученное фотохимическим способом, без применения фотоаппарата. — Прим. ред.), в которой люди отражаются, но их черты лица размыты. Глядя на эту работу, ты будто бы превращаешься в подобие себя, начинаешь походить на призрак, которому можно приписать любые свойства.

Первые фотографии, как мы помним, тоже создавали этот эффект слегка размытого изображения, и здорово, что она обращается к нему снова. А история с отражениями меня всегда увлекала: в ней есть магия, создается как будто бы портал в другую реальность».

Крифариди Александрас

Искусствовед

Любимый посетитель

«Одной из самых удивительных посетительниц была женщина, которая пыталась мне объяснить, что на самом деле значит каждая из работ, — ей почему-то казалось, что я ничего не знаю. Она рассказывала мне о черных дырах, что это очень известный факт — что все черные дыры схлопнулись несколько лет назад и их больше нет, и работа Петра Беленка, по ее мнению, предвосхитила это явление. И еще она нещадно критиковала все, что я говорил. На самом деле часто с посетителями я действительно узнаю что-то новое, когда начинаю обсуждать каждую работу».

Любимая работа

Джузеппе Пеноне «Шипы акации — Ладони», 2004

«Джузеппе Пеноне — один из моих любимых художников. Мне нравится, как он обращается к теме природы и развивает природное начало в искусстве. Он размышляет о главенствующей роли человека и его вмешательстве в природу, нашей попытке контролировать силы природы. Джузеппе Пеноне прикреплял свой отпечаток руки к дереву и смотрел, что произойдет через двадцать лет: дерево вырастало и рука как будто бы натягивала его кору после того, как художник убирал этот отпечаток. В коре дерева оставался красивый след, который метафорически отражал его попытки контролировать жизнь этого дерева. Он делал формы из частей своего лица, выращивал в них картофель и тыквы, а потом снимал горы картофелин, некоторые из которых приобретали черты его лица. Он был одним из первых, кто обратился к теме природы и экологии в искусстве».

Миша Захаров

Киновед

Любимый посетитель

«Помню, как одна из посетительниц на выставке вдруг решила сделать стойку на руках, но я ей не стал ничего говорить: как ни крути, она никому в этот момент не мешала и не причиняла вред работам, так что почему бы и нет? Намного больше меня ошарашили две женщины, которые были одеты как персонажи фильмов Джона Уотерса, проходили мимо всех работ очень быстро, даже не останавливаясь перед ними, а просто обсуждая, круто ли выглядит каждый из этих объектов. Такие посетители расстраивают больше всего: зачем они сюда приходят — чтобы поставить галочку? К мнению всех остальных я очень стараюсь прислушиваться: посетители разного возраста часто дают очень неожиданный взгляд на работы».

Любимая работа

Джилл Магид «Эксгумация», 2016

«Важный мексиканский архитектор Луис Барраган оставил после своей смерти два архива, один из которых попал в руки к швейцарскому миллионеру, который сделал с помощью этого архива предложение своей возлюбленной. Магид заинтересовалась этой историей и решила создать перформанс. Она связалась с родственниками Баррагана, предложила им эксгумировать его прах и превратить часть этого праха в алмаз, с помощью которого она могла бы сделать предложение той самой возлюбленной — и получить взамен назад его работы. То есть обменять тело самого художника на его работы — этот огромный архив, содержащий рисунки, фотографии, слайды и многое другое, — а затем вернуть архив в Мексику. Меня завораживает эта работа не только своей поэзией, но и тем, что она говорит о потоках капитала в обществе, репатриации, заставляет задуматься о том, равен ли художник своим работам».

Даша Коноваленко

Художник

Любимый посетитель

«Можно много нового узнать у людей, не связанных с искусством напрямую. Интересные диалоги на выставке у меня складывались не только с представителями художественного сообщества, но и с людьми самых разных профессий. Например, у меня был удивительный диалог с рентгенологом из Самары, который много рассказал мне о жизни своего города, о Ширяевской биеннале, на которой он побывал; я также общалась с ученым из Нижнего Новгорода, который рассказал о своем сотрудничестве с художниками. А вообще здорово, что у выставки появились постоянные посетители: один мужчина приходил три дня подряд, вставал коленями на подушку, которую приносил с собой, и читал экспликации ко всем работам»

Любимая работа

Роман Опалка «1 — бесконечность (фрагмент-4580688-4602213)», 1965 (справа)

«Этот художник-концептуалист всю жизнь писал числа — на протяжении сорока шести лет. Меня восхищает его настойчивость: в искусстве сегодня сложно найти человека, который будет совершать одно и то же действие как повторяющийся ритуал столько лет. Интересно, что у посетителей возникает много интерпретаций этой работы: кому-то кажется, что это страшный сон из детства, кто-то считает ее абсурдом, кто-то предполагает, что художник отсчитывает моменты до своей смерти».

Расскажите друзьям