«Винсент» Барбары Сток
![](https://img08.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/3/0c/30c4775a9d77c1975f016cb2a1230dc6.png)
![](https://img04.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/1/4d/14de16520064a25002f6039dc7731844.png)
![](https://img07.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/e/a1/ea160f451f8cfbf2c474ba57a133b805.png)
![](https://img.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/0/53/05314aadf1dff537b919c91147a772b2.png)
Стиль биографического комикса про Винсента Ван Гога сперва кажется нелепым: простые диалоги, лица «палка-палка-огуречик», вместо импрессионизма и чутких деталей — картинки в духе детской раскраски. Книга раскрывается по мере того, как Ван Гог сходит с ума: цвета становятся ярче, силуэты расплываются, сетка на странице пляшет, читатель погружается в пучину безумия вместе с художником. Похожего эффекта добивался Ричард Линклейтер, когда в «Помутнении» превращал Дауни-младшего и Ривза в мультяшек.
Единственный спорный момент книги — это натянутый хэппи-энд: история заканчивается на безмятежно-радостной ноте всего за неделю до рокового выстрела.
Издатель
«Манн, Иванов и Фербер», Москва, 2018, пер. М.Скаф
«Фрейд» Корин Майер и Анны Симон
![](https://img08.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/b/b7/bb7e266df23f0aa1a902fe49261be25d.png)
![](https://img01.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/f/da/fda3bed03d2b4f7469fa971a5196fab1.png)
![](https://img02.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/a/0d/a0db5963b2aeafe438ae942976288f03.png)
![](https://img06.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/b/d4/bd42ac3b33e4d0d4145acbd27894c058.png)
Обаятельная книжка про старика Фрейда: смешная, но не хохмаческая, с то ли осознанным, то ли случайным приветом книге «1913. Лето целого века». У Флориана Иллиеса Гитлер в Вене едва не встречался с молодым Сталиным — а во французском комиксе будущий фюрер в той же Вене гуляет по тем же улицам, что и отец психоанализа. Обычно незаслуженно демонизируемый Фрейд в этой книге для разнообразия слегка идеализируется. Но и этот взгляд смягчает ироничная интонация рассказчика.
Издатель
«Манн, Иванов и Фербер», Москва, 2018, пер. И.Солодковой
«Странник» Анны Рахманько и Миккеля Соммера
![](https://img04.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/2/f9/2f975b28381f6bc0be96c245f2a35a1d.png)
![](https://img.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/f/28/f281257ef582e012f3cf8130c52a097d.png)
Идеальный — хотя и предельно простой — пример того, на что способен документальный комикс, и в чем его преимущество перед другими визуальными видами искусства. «Странник» — история сорокашестилетнего бездомного, который зарабатывает на жизнь, участвуя в боях без правил под псевдонимом Али-Баба. Понятно, что документального фильма тут не снять — человека с камерой просто не пустят в место, где проводятся бои. А вот художник с блокнотом может всюду сопровождать своего героя, не привлекая внимания. В итоге получился минималистичный рассказ, одновременно нежный и брутальный.
Издатель
«Бум-книга», Санкт-Петербург, 2018
«Фрида Кало» Марии Хессе
![](https://img06.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/2/8e/28e62658a59855e121899530ba7f4788.png)
![](https://img07.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/c/03/c036080596be53818c1c839899111081.png)
![](https://img09.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/7/76/776fff7c0de92844e743afdd3f3073e0.png)
![](https://img.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/a/1b/a1baf8f2d24b7011aeec8ff9f58a060c.png)
Главным мультфильмом прошлого года была «Тайна Коко», где мексиканский парнишка отправлялся в загробный мир и встречал там толпу обаятельных мертвецов — в числе которых Фрида Кало, главная звезда мексиканского искусства. Комикс про Фриду прекрасно ложится в один контекст с «Тайной Коко»: милая, даже наивная форма и беспощадное содержание. Фрида из комикса похожа на бумажную куколку из детских журналах, но совсем уж малым детям давать эту книгу рановато. Жизнь Фриды она рассказывает во всем ее ужасе и великолепии: болезни, слава, злополучная авария, романы с Риверой и Троцким, аборты, смерть. И оставшаяся после всего этого поразительная история поразительной женщины.
Издатель
«Эксмо», Москва, 2018, пер. А.Козловой
«Агата Кристи» Анны Мартинетти, Гийома Лебо и Александра Франка
![](https://img.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/1/72/172edc982b8debdc1fe501834eb2aaa6.png)
![](https://img09.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/4/5e/45ea3c7899811104c2b0659292945b80.png)
![](https://img09.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/6/0d/60db70266e80404f5ce547e30ef461ae.png)
Декабрь 1926 года. Самая известная писательница на свете как в воду канула: ни записки, ни следа, ни улики. На самом деле Агата Кристи просто уехала подальше от славы, прессы и неверного мужа, скрывшись в отеле под чужим именем. С этого графический роман начинается, но и прочая жизнь Кристи похожа на выдуманную историю: поездки в Ирак и Египет, работа медсестрой в госпитале Красного Креста, две мировые войны, миллиарды экземпляров детективов про Эркюля Пуаро. Этот графический роман похож на хороший детектив: по-доброму старомоден, чуть предсказуем, но наблюдать за тем, как авторы жонглируют сюжетом, не скучно ни секунды.
Издатель
«Манн, Иванов и Фербер», Москва, 2017, пер. Е.Животиновой
«Франц Кафка» Дэвида Мейровица и Роберта Крамба
![](https://img09.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/a/69/a6914e18155a4c7da8446f76d685f2c8.png)
![](https://img02.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/0/22/02248bfde5dad5ffab9f224b9aedc385.png)
![](https://img05.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/3/e4/3e49c1991b57e76d6498667ec45111b3.png)
Прежде эта книга уже выходила на русском под несколько неуклюжим названием «Кафка для начинающих». Внутри — довольно подробный рассказ о жизни Кафки от несчастного детства до макабрической посмертной славы, в которой в честь невротического гения называют кафе (кафкфетерии!), а его имя стало частью поп-культуры. Жизнь и творчество Кафки превращаются в тревожные черно-белые гравюры, где в мирных пражских зарисовках обнаруживается не меньше леденящего ужаса, чем в иллюстрациях к «Голодарю».
Издатель
«Эксмо», Москва, 2017, пер. А.Коваленко
«Маркс» Корин Майер и Анны Симон
![](https://img01.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/f/4c/f4cace133b1d3e16b2fc5d19705c7f69.png)
![](https://img07.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/9/d6/9d6ca7e190b771fa9dbfdc88dd7932d4.png)
![](https://img09.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/f/f1/ff199f5d5820903a59213b9e8c91455c.png)
«После коммунистов я больше всего ненавижу антикоммунистов», — писал Довлатов. Кажется, и у коммунистов, и у антикоммунистов есть масса причин возненавидеть этот комикс про Карла Маркса. Бородатый автор «Капитала» тут, с одной стороны, супергерой в довольно буквальном (красном, разумеется) плаще, защитник угнетённых, утопист и гений; с другой — альфонс, изменник и тунеядец, чье презрение к окружающим сравнимо только с восхищения собственной мудростью и прозорливостью. На выходе получается бодрая слэпстик-комедия про человека, который хотел изменить мир, а мир его гениальные теории переварил и съел, даже не подавившись.
Издатель
«Манн, Иванов и Фербер», Москва, 2018, пер. М.Трудова