Театр

Что нужно знать о «Нурееве» Кирилла Серебренникова

11 декабря 2017 в 16:46
Фотография: Михаил Логвинов/Большой театр
В Большом театре прошли первые официальные показы балета «Нуреев» в постановке Кирилла Серебренникова. Над спектаклем работало 600 человек, он был отменен, режиссер находится под домашним арестом, министр культуры аплодирует. «Афиша Daily» собрала самые важные факты о самой громкой премьере сезона.

Спектакль сперва отменили, потом перенесли

Премьера «Нуреева» должна была состояться 11 июля. Однако после генерального прогона директор Большого театра Владимир Урин объявил об отмене спектакля и возможном его переносе на май 2018 года. Официальная причина — неготовность по части хореографии. Вместе с тем на фоне проходивших в те дни обысков у работников «Гоголь-центра» получила популярность версия о постороннем вмешательстве. На следующий же день ТАСС опубликовал сведения из источников, близких к Минкульту, о том, что «Нуреев» был перенесен по распоряжению Владимира Мединского.

Кирилл Серебренников в то время проходил свидетелем по делу «Седьмой студии», директора которой Алексея Малобродского обвиняли в том, что спектакль «Сон в летнюю ночь», один из самых популярных спектаклей «Гоголь-центра», не был поставлен. В день отмены «Нуреева» режиссер приехал на закрытие сезона в «Гоголь-центр», где как раз закончился «Сон в летнюю ночь». «Я приехал со спектакля, которого не будет, на спектакль, которого не было», — его фраза, прозвучавшая тем вечером на сборе труппы, уже впечатана в историю. О решении выпустить премьеру 9 декабря Большой театр неожиданно сообщил в сентябре.

Над спектаклем работало около 600 человек

«Нуреев» — одна из самых масштабных постановок в России на сегодняшний день. Число 600 неточно: в эту цифру входят работники производственных цехов, техническая команда, команда авторов и создателей, оркестр и, конечно, батальон исполнителей — от солистов до миманса при участии артистов «Мосфильма».

Спектакль основан на биографии Рудольфа Нуреева

Премьера Большого театра посвящена великому артисту балета Рудольфу Нурееву, которому в этом году исполнилось бы 80 лет. Будучи прославленным солистом Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова, в возрасте 23 лет он принял решение не возвращаться после парижских гастролей в СССР; этот жест спровоцировал международный скандал и вошел в историю как «прыжок в свободу». Впоследствии советский танцовщик татарского происхождения обрел мировую славу, выступая на сценах Дании, Великобритании и Австрии, давал до 300 представлений в год, стал руководителем балетной труппы Парижской оперы, а в последние годы жизни — дирижером. Нуреев был открытым гомосексуалом, его история любви с датским танцовщиком Эриком Бруном, умершим от рака, — отдельный трагический сюжет.

«Нуреев» — полностью оригинальное произведение

Все составляющие спектакля «Нуреев» оригинальны. Это мировая премьера партитур композитора Ильи Демуцкого и хореографа Юрия Посохова в режиссерской концепции Кирилла Серебренникова — постановочная команда, уже работавшая на этой же сцене над спектаклем «Герой нашего времени». Действие поделено на два акта и помещено в рамку аукциона Christieʼs: распродаются личные вещи Рудольфа Нуреева после его смерти. Распорядителя играет Игорь Верник. Между лотами и торгами — эпизоды из жизни артиста. Демуцкий создал огромное полотно из стилизаций советских песен и цитат из мировых балетных шедевров, Посохов деликатно перевел драму эпохи и человека на язык балета. Во втором акте звучат тексты писем легендарных балерин Аллы Осипенко и Натальи Макаровой, специально написанных для этого спектакля. Центральную партию исполняет Владислав Лантратов.

В спектакле используется огромное фото обнаженного Нуреева

В одном из эпизодов спектакля на несколько секунд во всю высоту сцены возникает изображение знаменитого фото обнаженного Рудольфа Нуреева, сделанное Ричардом Аведоном. Права на использование этого снимка театр выкупил у Фонда Аведона. Обнажается и исполнитель партии Нуреева Владислав Лантратов — правда, не полностью: наготу имитирует трико телесного цвета.

Это третья постановка Серебренникова в Большом театре

«Золотой петушок»

До «Нуреева» Кирилл Серебренников поставил на главной сцене страны оперу Римского-Корсакова «Золотой петушок» в 2011 году и балет «Герой нашего времени» Ильи Демуцкого в 2015 году. Первый — сатирический и масштабный (с толпой гастарбайтеров и двуглавым петухом на гербе) — спектакль получил «Золотую маску», пусть и не в самой престижной номинации — «Работа художника по свету».

Это третья премьера Серебренникова, выпущенная в его отсутствие

«Гензель и Гретель»

С 22 августа Кирилл Серебренников находится под домашним арестом без права контактировать с внешним миром. «Нуреев» в Большом театре — это уже третья подряд премьера, выпуск которой проходит без участия режиссера, вслед за «Маленькими трагедиями» в «Гоголь-центре» и «Гензель и Гретель» в Штутгартской опере. Во всех трех спектаклях на поклоны артисты выходят в футболках с портретом Серебренникова.

Очередь за билетами занимали за день до старта продаж

Все билеты, доступные для предварительной продажи, были раскуплены в первые часы работы кассы утром 18 ноября. Сотни людей стали собираться в живую очередь с ночи, точь-в-точь как на предпродаже нового айфона на соседней улице. Администрация театра по такому случаю даже установила турникеты. По данным «Новой газеты», в день спектакля спекулянты просили 85 000 рублей за билет.

Это спектакль о свободе и любви

Историк музыкального театра Дмитрий Изотов после летних закрытых показов и первых скандалов писал: «Главная тема спектакля — это не скандальная жизнь знаменитого танцовщика. Это мощный современный спектакль о свободе и о том, что родину себе не выбирают». Вторила ему балетный критик Татьяна Кузнецова, утверждая, что это спектакль удивительно целомудренный и он о любви: «Любви однополой, разнополой, любви к танцу, к жизни, к свободе. Это не манифестируется — растворяется в чистейшей пробы классическом танце», сногсшибательно резюмирует: «Надо признать, что ничего масштабнее и значительнее «Нуреева» в XXI веке не производила ни отечественная, ни мировая сцена».

Премьеру посетил Владимир Мединский

Под впечатлением от декабрьской премьеры корреспондент The Guardian Шон Уокер написал в инстаграме: «Потрясающие таланты на сцене, половина элиты в зале, режиссер — под домашним арестом. Такая Россия». И действительно, в зале находились, помимо журналистов, знаменитых деятелей искусства и бизнес-элиты, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков и министр культуры Владимир Мединский. Песков назвал балет мировым событием. Про Мединского не сообщается ничего, кроме того, что он присоединился к овациям в финале. «Кажется, он даже не понял весь черный комизм своего присутствия, театральность этого присутствия», — отметила писатель Людмила Улицкая.

Расскажите друзьям