Театр

«В классическом балете свободы нет»: о чем мечтают молодые хореографы

10 ноября 2017 в 13:25
На фестивале Context. Diana Vishneva 2017 пройдет показ работ финалистов всероссийского конкурса молодых хореографов: 12 ноября в Москве и 16 ноября в Петербурге. «Афиша Daily» разузнала, где начинали, кого почитают и о чем мечтают представители нового поколения театра танца.

Ольга Лабовкина

Где начинала:
Группа современной хореографии «Тад» под руководством Дмитрия Куракулова (Гродно, Беларусь)

Кумиры:
Иржи Килиан, Матс Эк, Димитрис Папаиоанну, Дамьен Жале, Мег Стюарт, Йо Стромгрен, Алан Люсьен Эйен

Мечта:
«В пять лет я сказала маме: «Я буду делать танцы». А мама была директором городского Дома культуры. У меня всегда был доступ к залу, и я очень много времени проводила там самостоятельно. Не знаю почему — я просто включала музыку и танцевала. Сегодня у меня есть мечта. Я хочу делать масштабные проекты. Меня очень вдохновляет возможность ставить спектакли большой формы. Я бы хотела сотрудничать в качестве приглашенного хореографа с Göteborgs Operans Danskompani, Tanztheater Wuppertal или любой другой компанией такого уровня. Это нескромно, я знаю. Но это то, к чему я хотела бы двигаться».

Мария Заплечная

Где начинала:
«Центр танца Тимофеевой» (Москва), Роттердамская академия танца (Нидерланды)

Кумиры:
Мэттью Борн, Вим Вандекейбус и компания Ultima Vez, Акрам Хан, Охад Нахарин и компания Batsheva

Мечта:
«Поскольку как танцор я многое уже попробовала, много с кем танцевала, и хотя мне нравится самой танцевать, — в данный момент я чувствую себя наполненной информацией, и мне хочется ее уже отдавать. Я стала чувствовать, что мне хочется поделиться тем, что у меня внутри, пытаться найти свой язык. Я пробую это выразить через хореографию, преподавание, через классы. Это то, куда мне сейчас хочется развиваться. Это поиск своего языка, своих слов, поиск способа передать то, через что ты прошел, что ты накопил. И это уже совершенно другая работа, тут уже мало быть хорошим танцором. Это вопрос разработки целой системы общения с танцорами; как сделать так, чтобы они тебя поняли, услышали и приняли. И чтобы для них это тоже был интересный опыт. Это то, что меня сейчас занимает. И мне нравится, когда я вдруг вижу, как танцоры или студенты вдруг начинают чувствовать то, о чем я говорю. Начинают принимать и передавать дальше язык, который я им даю. Мне хочется искать в этом направлении дальше. Тем более я сама чувствую, что это только начало».

Полина Митряшина

Где начинала:
Школа балета им. Леонида Якобсона (Петербург), Школа Мориса Бежара (Швейцария)

Кумиры:
«У меня нет кумиров. Есть люди, которыми я восхищаюсь, но если я начну говорить об этом, получится очень пафосно. Всех очень много, все очень разные, все по-своему хороши. В последнее время я все больше тяготею к драматическому театру. Стараюсь через себя, через свое дело пропагандировать все-таки синтетический театр. Я восхищаюсь работой своего друга Володи Варнавы. Я его люблю и с ним работаю, он безумный трудоголик, постоянно пашет, и это вызывает уважение. В моем театральном становлении на меня произвел большое впечатление режиссер Юрий Бутусов. Я приехала из Швейцарии, это был период неопределенности, что делать, как быть и что мне вообще нужно в этой жизни. Я сходила в театр, попала на спектакль «Макбет. Кино», который перевернул мне мозг. Творчество Юрия Николаевича произвело неизгладимое впечатление. Потому что очень много свободы в нем. А это диаметрально противоположно положению вещей в классическом балете, в котором свободы практически нет».

Мечта:
«Если я работаю с кем-то, я люблю растить. Мы обычно очень надолго засаживаемся куда-то, разговариваем, что-то собирается, наращивается. Главное для меня не в том, как человек двигается, а насколько у него пластичный ум. Я очень люблю свое дело, очень люблю работать. Хочу, чтобы никто не препятствовал моему развитию. Мы живем в таком волшебном мире, в котором очень сложно что-то делать, нужно все время через что-то пробиваться, через какие-то инстанции, через каких-то людей. Очень хочется, чтобы просто не мешали. Хочется, чтобы было свое место. Своих людей я, кажется, уже нашла. Потихонечку собираю команду, мы друг другу доверяем. Важно, чтоб давали работать, чтобы мы спокойно развивались».

Юлия Коробейникова

Где начинала:
Группа Evolvers (Красноярск)

Кумиры:
Иржи Килиан, Nederlands Dans Theater, Lali Ayguadé Company

Мечта:
«Моя основная специальность — финансист. Я специалист в области налогов и налогообложения. Когда возникло желание учиться танцевать, сначала было убеждение, что 17 лет — это поздно. А потом оказалось, что нет — и что в Красноярске есть где учиться танцу в любом возрасте. Я пошла. Начинала с уличных направлений: хип-хоп, хаус, локинг, вакинг. И как-то постепенно все это переросло в мою основную деятельность, теперь я — хореограф. Мечта на данный момент, наверное, — иметь свою труппу профессиональных танцовщиков, с которой мы могли бы ездить по миру и показывать свое творчество. Еще всегда мечтала о театре, где не только я, но и молодые хореографы смогли бы реализовывать себя, открывать миру новые таланты, развивать культуру. Ну и большая мечта — чтобы мы могли не разрываться между любимым делом и поисками подработок. Чтобы нашей основной деятельностью и работой стало наше творчество».

Андрей Короленко

Где начинал:
Секция бально-спортивных танцев (Чита), арт-компания МЭТ («Мастерская экспериментального танца»; Новосибирск)

Кумиры:
Анна Тереза де Кеерсмакер, Vertigo Dance Company, Акрам Хан

Мечта:
«В Чите, где я рос, про современную хореографию в принципе мало кто знает. Там я занимался бально-спортивными танцами в совсем раннем детстве. В студенчестве переехал в Новосибирск, нашел там единомышленников. Мы стали тренироваться, ездить на мастер-классы и изучать таким образом современную хореографию. В течение пяти лет мы занимались разными направлениями сценического искусства — и музыкой, и хореографией, и театром, и танцем, в том числе уличным.

Заниматься современным танцем, целиком посвящая этому все свое время и свою жизнь, — очень сложно. Потому что надо где-то и денежку зарабатывать. Большинство людей в этой профессии где-то все время ищут возможности подзаработать. Многие с этой целью открывают свои школы, например. Я был бы счастлив, если бы через 5–10 лет у меня была возможность заниматься творчеством и, может быть, как-то себя им обеспечивать. В этом плане здорово, что есть такие фестивали, как Context. Diana Vishneva, которые открывают хореографам новые возможности. То есть не просто что-то у себя в гараже делать, показывать своей публике, но и выходить куда-то дальше, больше, делиться с миром. Не то чтобы это мечта… Мне бы хотелось этой деятельностью продолжать заниматься, и заниматься ею больше. Просто мне нравится то, что я делаю, и я хотел бы в этом развиваться».

Расскажите друзьям