Зачем вы это сделали?

Уволена без объявления причин: как Александр Кибовский поступает с подчиненными

Фотография:
ТАСС
Текст и интервью:
Алиса По
25 марта 2016 в 13:40
После скандальных увольнений директоров музеев 23 марта вице-мэр Леонид Печатников временно запретил главе Депкультуры принимать кадровые решения. «Афиша Daily» отмечает год с назначения Кибовского, вспоминает его громкие сокращения и опрашивает его бывших сотрудников.

Руководитель Департамента культуры Александр Кибовский решил начать весну 2016 г. с обновления кадров. За одну неделю Москва лишилась нескольких управленцев, назначенных в свое время предшественником Кибовского Капковым. Без объяснения причин убрали директора музея «Царицыно» Наталью Самойленко, за которую впоследствии вступился директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. Затем департамент решил объединить две подведомственных организации — «Центр музейного развития» и «Выставочные залы Москвы». Работы лишились главы обеих площадок, новую структуру возглавила директор Музея Москвы Алина Сапрыкина. Другая громкая история случилась в сентябре прошлого года, когда Кибовский освободил от должности Ольгу Захарову, управлявшую парком Горького, — ее не спасла ни поддержка в фейсбуке, ни публикации в прессе, ни петиции к Собянину. В эту среду РБК выяснили, что вице-мэр Леонид Печатников негласно запретил Кибовскому увольнять подчиненных. Похоже, что его главные достижения в столичном минкульте — умение сокращать и сливать.

Татьяна Гафар
Бывший директор «Центра музейного развития»

«В декабре 2015 года заместитель руководителя Департамента культуры сообщил мне, что планируется объединить наш „Центр музейного развития“ с „Выставочными залами Москвы“. Я посчитала это слияние нецелесообразным и возглавлять новую организацию не хотела, о чем и сообщила господину Филиппову (заместитель главы Депкультуры, назначенный еще при Капкове. — Прим. ред.). Кроме того, становиться директором я не собиралась по этической причине: место должно было достаться Елизавете Фокиной, директору объединения „Выставочные залы Москвы“. Ее работу я всегда уважала, а с самой Лизой дружу больше десяти лет. Тем не менее я не исключала, что могла бы стать ее заместителем в новой структуре. В результате 10 марта руководство в очередной раз сделало мне предложение возглавить организацию. Я отказалась. Тогда меня попросили написать заявление по собственному желанию и пообещали сделать некое предложение после назначения директора. Однако на следующий день из интернета я узнала, что „Центр музейного развития“ и „Выставочные залы Москвы“ присоединяют к „Музею Москвы“, а руководителем объединенной структуры становится его директор Алина Сапрыкина. Сам же „Центр музейного развития“ вольется в образовательный отдел музея. Что меня, естественно, возмутило — у нашего центра было гораздо больше функций: мы занимались межмузейными проектами, помогали разрабатывать концепции развития, комментировали новые законодательные акты, а тут на вооружение берется только один образовательный отдел. Никакого предложения о сотрудничестве мне не поступило. Собственно, как и Елизавете Фокиной, — мы обе остались без работы».

Елизавета Фокина
Бывший директор «Выставочных залов Москвы»

«Меня уволили по той же статье, что и директора „Царицыно“ Наталью Самойленко, — 278, п. 2, без объяснения причин. Нас обеих с Татьяной пригласили на встречу и ознакомили с приказами. Один был о моем увольнении, второй — якобы об объединении наших организаций (его нам не показали). Татьяне прямо при мне предложили возглавить новую структуру, она отказалась. Вообще, это отдельный вопрос — насколько этично увольнять одного человека и при нем же предлагать его место партнеру по цеху. Вся проблема в несоблюдении закона. Меня должны были уведомить о реорганизации за два месяца, я должна была уведомить сотрудников, поскольку являюсь руководителем, но меня поставили перед фактом. Мало того, позже выяснилось, что приказ о реорганизации официально был выпущен только 16 марта, но задним числом.

У нашего объединения была своя концепция развития, направленная на развитие художественной культуры в районах города, стратегический план на три года и диалог как с профессиональным сообществом, так и с жителями районов. То же самое было и у „Центра музейного развития“. За два года было сделано многое. Больше всего меня беспокоит то, сколько сейчас сократят людей из двух объединяемых организаций, и, кроме того, судя по тенденциям, увольнять их будут в обход трудового законодательства».

Сага Бунина
Бывший директор «Московской дирекции массовых мероприятий»

«Меня уволили после успешно проведенной акции „Линия памяти“ ко Дню памяти и скорби 22 июня на оперативном совещании на следующий день. Уволил сам руководитель Департамента господин Кибовский со словами „к вам у меня поручений больше нет, покиньте помещение“. С приказом в этот день ознакомлена я не была. Как узнала позже, увольнение было на основании п. п. „а“ п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (прогул). Я обратилась в Мещанский районный суд; в процессе разбирательств на одно из заседаний ответчик принес два приказа. В одном из них было восстановление в должности, во втором, тем же числом, увольнение по статье 278, ч. 2, — расторжение трудового договора в одностороннем порядке, без оглашения причин.

24 декабря суд вынес решение о частичном удовлетворении иска. Выплату трех среднемесячных заработков, предусмотренных законом и трудовым договором, отклонили судом, так как выяснились новые причины увольнения — невыполнение устного поручения руководителя департамента. Кибовский просил восстановить экспозицию и продолжить акцию „Линия памяти“, хотя в приказах об увольнении что по одной, что другой статье, эти действия описаны не были».

Наталья Самойленко
Бывший директор музея-усадьбы «Царицыно»

«Перед совещанием в Департаменте культуры 4 марта меня завели в отдел кадров и дали ознакомиться с приказом о моем увольнении. Все мои попытки связаться с руководителем департамента провалились. Я до сих пор в недоумении: никаких выговоров, взысканий у меня никогда не было. За два года работы наш музей стал лучшим по посещаемости в городе. Кроме того, у нас появилась концепция развития, на которую не было потрачено ни копейки, — ее разработали сами сотрудники музея. Мы ее начали реализовывать с прошлого года, у нас были успешные проекты.

Статья № 278 — об увольнении без оглашения причин — существует, и сейчас активно собирают подписи за ее отмену. Директора крупнейших музеев России, включая Пиотровского, высказались против нее: получается, что директор музея оказывается абсолютно беззащитен, и его можно в любой момент выкинуть. Говорят, что причиной моего увольнения стало невыполнение предписания Ф. С. Действительно была история, что ФАС нашли у нас нарушения в проведении конкурса на уборку территории. Но мы сразу же направили обращение в арбитражный суд, чтобы оспорить это решение. Наше заявление до сих пор рассматривается, и суд должен был решить, что делать, выписать нам штраф или встать на нашу сторону. Ни о каких увольнениях речи не шло, это стандартная ситуация в бюджетной организации.

Сейчас я работаю заместителем директора Ленинской библиотеки, но все равно, конечно, очень переживаю за „Царицыно“ и его сотрудников».

Ольга Захарова
Управляющий директор ADG Group, бывший директор парка Горького

«Зачем это все? Мы делу не поможем никак и ничего не вернем. Не вижу смысла после драки махать кулаками. Это все равно, что рыться в грязном белье. Я уже нахожусь в будущем и не хочу возвращаться к прошлому».


Представители Департамента культуры Москвы, занятые проведением Московского культурного форума, не смогли предоставить комментарий.

Расскажите друзьям