Моя улица

Памятник Горькому, сквер и трамвай: что будет с площадью у Белорусского вокзала

12 апреля 2017 в 17:26
Фотография: «Стрелка»
«Афиша Daily» подробно разбирает проект реконструкции площади Тверской Заставы, подготовленный архитектором Адрианом Гезе и бюро West 8.

Реконструкция площади у Белорусского вокзала началась в 2008 году — на ней планировали за $300 млн построить многоэтажную автостоянку в комплекте с торговым центромМакет варианта реконструкции 2006 годаФотография с сайта wikimapia.org.. В 2011 году, когда стало понятно, что это с большой вероятностью парализует движение как на самой Тверской, так и вокруг нее, проект был остановлен. В итоге на месте бывшего сквера на расчищенных под строительство площадях устроили наземную парковку — буквально заморозили объект на шесть лет. В этом году после реконструкции на Тверскую Заставу вернется памятник Горькому, который двенадцать лет простоял в ссылке в парке «Музеон». Фактически переделка площади выглядит как исправление градостроительной политики десятилетней давности, в рамках которой к каждому городскому вокзалу хотели впихнуть ТЦ.

Артем Боженов
Программист, живет на 3-й Тверской-Ямской

«Площадь грозились реконструировать еще лет пятнадцать назад в рамках проекта «Большая Ленинградка». Уже тогда стало понятно, что при этом будет полностью нарушена пешеходная связность Тверской с Ленинградским проспектом и путепровод перестанет быть пешеходным. Тогда было время автомобильных строек в центре города, и все относились к этому как к неизбежному злу жизни в центре мегаполиса.

Потом был представлен новый проект с многоуровневой развязкой. Было очевидно, что некоторые потоки она действительно развяжет, но движение с Ленинградки будет все так же упираться в светофоры на Пушкинской площади, блокируя съезды. И развязка в итоге будет работать примерно в текущем режиме — то есть скорее машины будут стоять, чем ехать. При этом площадь опять же выпадала из пешеходного использования, оставаясь широкой многоуровневой стоящей пробкой. К счастью, этот проект тоже отменили».

Как менялась Тверская Застава за последние 20 лет

Ключевая проблема площади — в том, что она не осознается как городское пространство. Это транспортный узел с бесчисленными светофорами и вечными пробками. И если на стороне Лесной улицы с ее офисными зданиями, ресторанами и вписанной в них церковью Николая Чудотворца еще чувствуется какой-то соразмерный масштаб, то на стороне Белорусского вокзала пешеходы ощущают себя лишними. Их задача — пересечь площадь, убраться с Тверской как можно скорее.

Решить эту проблему было поручено бюро West 8 Адриана Гезе — нидерландского архитектора, который несколько лет успешно работает в России. West 8 славятся экологичным дизайном городской среды: раскидать как можно больше зелени вместо парковок — похоже на их ключевую идею. Превратить закрытое промышленное сооружение в парк — такое у них уже получилось на питерской Новой Голландии. В Москве Гезе вернул на Тверскую деревья — от Бульварного кольца и до Красной площади. Но комментировать результаты пока не спешит — предлагает дождаться момента, когда они зазеленеют.

Что будет на площади у Белорусского вокзала

Остановка трамвая
По площади Тверская Застава после завершения ее реконструкции начнут курсировать новые, шестидверные трамваи
Трамвайный круг
Конечное кольцо трамваев № 7 и 19 будет располагаться вокруг нового сквера с памятником — здесь они будут разворачиваться
Парковка такси
Подъездные карманы облегчат движение на площади: здесь теперь будут высаживать пассажиров, а не в крайнем ряду, как сейчас
Новый переход
Всего новых переходов появится восемь: три с Тверской Заставы на 2-ю Брестскую, три с Тверской Заставы на 1-ю Брестскую и два на самой площади Тверская Застава.
5 полос движения
За счет оптимизации ширины полос теперь по направлению в область их будет пять. В центр — по-прежнему четыре
Новый парк
На месте затянувшейся стройки будет полноценный парк с павильоном под будущее кафе
Сквер
Сквер вокруг памятника Горькому вернется на свое место
Автомобильный разворот
Сюда смогут поворачивать и автомобили, которые едут с 1-й Тверской-Ямской — налево, против часовой стрелки
Сокращенная вдвое парковка
Сейчас половина парковки пустует даже в рабочее время и выходные дни. После реконструкции останется всего 108 мест — рядом со входом на Белорусский вокзал
Автобусный разворот
Для разворота автобусов обустроят выделенную полосу длиной 50 метров между 1-й Брестской и 1-й Тверской-Ямской. До того разворот был у Ленинградки
Подсвеченные переходы
Храм Николы Чудотворца у Тверской заставы
Старообрядческий храм, который начали строить в 1914 г. и закончили уже после Революции — в 1921-м. Оказался такой же антитезой офисным зданиям ABD architects, как Церковь Симеона Столпника посохинскому Новому Арбату
Новая Тверская Застава в цифрах
27 000 кв.м плитки
11 000 кв.м газонов
111 мест на парковке
79 деревьев
65 урн
43 скамейки
6 остановок трамвая и троллейбуса
5 полос в область и по-прежнему 4 в центр
1 памятник Горькому

После реконструкции — то есть ко Дню города — на площади появится сквер с газонами и памятником Горькому. На месте пустыря на пересечении Бутырского Вала и 1-й Тверской-Ямской устроят парк с липами и павильоном для кафе — он свяжет Белую площадь с Белорусским вокзалом в удобный пешеходный маршрут. Тротуары, как вы догадались, расширят, а на месте асфальта проложат гранитную плитку. Вокруг сквера с памятником пройдут трамвайные пути маршрута, который раньше доходил до середины Лесной улицы и разворачивался, — теперь его протянут к Белорусскому вокзалу. В переходах под Тверским путепроводным мостом установят LED-панели и проложат плитку — чтобы туда можно было заходить без мрачных мыслей.

Все это происходит под эгидой переосмысления привокзальных территорий. Как замечают в КБ «Стрелка», которое курирует архитектурные концепции «Моей улицы», эти площади «…перестают быть транзитными и становятся осмысленными — с удобным транспортным функционалом, озеленением и объектами культурного наследия» (речь про Горького). На Тверской Заставе проектирование последовало за работой Центра организации дорожного движения — там смоделировали транспортные и пешеходные потоки, и на этой основе уже рисовали зелень со скамейками.

Схема трамвайного разворота

При этом в транспортную концепцию проекта вложено не совсем очевидное продление трамвайных маршрутов № 7 и 19 от трех вокзалов до Белорусского — на метро эту дистанцию можно проехать быстрее. В Дептрансе говорят, что это приведет к росту их популярности — на 10–15 тысяч пассажиров в сутки. В проекте можно заметить очевидные компромиссы — попытки угодить всем: и машинам (половина площади отдана под парковку), и общественному транспорту, и пешеходам. Забыли только про несчастных велосипедистов — велоинфраструктуры в проекте не видно.

Егор Мулеев
Научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ

«На этой площади хотели делать автомобильную развязку — здорово, что местным жителям удалось отбиться от этого безумного проекта. Тенденция по возвращению трамвая не может не радовать, но есть сомнения в том, что он будет востребован. По сути, уехать можно будет только в сторону метро «Новослободская», МИИТа, к метро «Достоевская». Как мне кажется, на этом участке трамвайный потенциал не раскрывается в полной мере. Однако если у Дептранса есть планы по развитию сети, например, в сторону «Улицы 1905 года», то вместе с усилением ценового гнета на автомобилистов можно осторожно предположить рост популярности трамвая в перспективе.

Анализируя этот проект, я ставлю себя на место пассажира. Получается, чтобы дойти до остановки от вокзала, мне нужно обойти стоянку автомобилей и постоять на нескольких светофорах. Такое решение напоминает аэропорты Внуково и Домодедово, где аналогичным образом с чемоданами нужно протискиваться между машин и отбойников и только потом появляется возможность воспользоваться автобусом. Неудобно. Ну и явно автомобильная загрузка сохранится, несмотря на новую организацию движения. В часы пик все окрестности все равно будут стоять. Единственный выход в этом случае — ездить меньше на автомобилях».

Дмитрий Бегляров
Редактор путеводителей Meduza, житель района

«Главная проблема площади — в том, что на ней мощная многополосная магистраль Ленинградского проспекта, собирающая трафик со всего северо-запада, втыкается в три полосы на Тверской-Ямской, и к этому добавляются еще потоки машин с Брестской, Грузинского и Бутырского Вала. Чудо, что здесь не построили торгового центра и развязок, — это уничтожило бы все кварталы вокруг. Хорошо, что опубликованный проект реконструкции должен вытеснить часть потока с площади. Но я бы хотел увидеть альтернативные пути попадания от Беговой и Ямского Поля в центр — сейчас они полностью изолированы железной дорогой и вокзальными депо».

Павел Яблоков
Старший редактор интернет-издания «TR.ru | Транспорт в России»

«Никакой Тверской Заставы давно нет, это всего лишь памятное красивое имя. Зачем его возвращать, если не планируется воссоздавать два обелискаОбелиски и Триумфальная аркаФотография, сделанная во время коронационных торжеств 1896 года.? Функционально площадь точно называлась в советские годы — площадью Белорусского Вокзала. Именно вокзал и является главной доминантой площади — как архитектурной, так и функциональной. И мне кажется, чтобы сделать пространство в районе площади биполярным, пригодилось бы транспортное наполнение Миусского депо, оно же Троллейбусный парк им. Щепетильникова. Однако в этом году оно было отдано в долгосрочную аренду под «нетранспортные нужды». Потеряно прекрасное место для создания музея городского транспорта в полукилометре от Белорусского вокзала.

Правильно, что в проекте нашлось много места для пешеходов — наземные переходы через Тверскую, новые остановки общественного транспорта. Сейчас они отброшены во все стороны от площади — это недопустимо. Для укрупнения пересадочного узла важно и запланированное возвращение трамваев. Однако параллельно на соседних 1-й Тверской-Ямской и Лесной продолжается снятие инфраструктуры общественного транспорта — троллейбусов. А ведь экологичный транспорт на Тверской Заставе мог быть представлен не только одной тупиковой линией трамвая. К тому же надо помнить, что история троллейбуса в городе начиналась как раз с линии от Белорусского вокзала к «Соколу». Москва до недавнего времени была троллейбусной столицей мира. Возвращать Москву москвичам и при этом перепрофилировать то, что работало в одной сфере почти полтора века, — странно».

Расскажите друзьям