Образование

Ректор главного педвуза страны отвечает на колонку о школе в «Афише Daily»

7 июня 2016 в 16:10
Ректор МПГУ Алексей Семенов решил ответить на статью Александры Шевелевой «15 грехов современной школы». Редакция публикует его ответ без изменений.
Алексей Семенов
Ректор МПГУ, академик РАН и РАО, доктор физико-математических наук

Мы не можем просто отмалчиваться, когда читаем про вопиющие нарушения в школе, про безразличие директоров, про страдание детей. Мы важнейший вуз страны, наряду с МГУ и СПбГУ, мы учим учителей более 100 лет и чувствуем ответственность за все, что происходит в школе. Все сразу изменить нельзя, но школа уже меняется.

Да, грехи современной школы существуют. Трудно найти школу, где ни одного из перечисленных грехов нет, и легко найти такую, где есть почти все.

Что можно сделать и что делается реально?

Главное, что сейчас происходит, — это повышение зарплаты учителя, повышение интенсивности и эффективности его труда, появление и усиление конкуренции за учительское место, высокая сменяемость директоров, реагирование на письма, сигналы родителей, призывы всех ветвей власти к снижению бумажной нагрузки на учителей (беспроигрышный и безопасный предвыборный лозунг) и рост цифровой прозрачности и ответственности. Это все есть в современной системе российского образования и более чем есть — в московской. И эти жесткие механизмы противодействуют тем естественным (и очень неприятным) общечеловеческим грехам, которые описаны в рассказе мамы. Иногда что-то меняется в соседней области: российские водители стали пропускать пешеходов на переходах, а пешеходы стали чаще переходить именно по переходам.

Мы уверены, что многого можно достичь и в педагогическом вузе, который готовит будущих учителей. Сегодня мы посылаем в школу наших студенток (и студентов тоже) и, слыша от них рассказы, подобные опубликованному в «Афише Daily», вытираем им слезы и говорим: «Ты же знаешь, что может быть по-другому, у тебя на занятиях в университете по-другому, и в школе будет по-другому, и мы тебе в этом поможем и уже помогаем. Глубоко вздохни, сосчитай до десяти, улыбнись и возвращайся в школу. Там — дети».

Дети — это самый мощный инструмент в преодолении грехов, о которых идет речь. Надо только их замечать. И мы с первого курса учим студентов этому. Они приходят в младшую группу и там пробуют НИКОГДА НА ДЕТЕЙ НЕ КРИЧАТЬ. C детьми можно играть (слава богу, у студентов получается их догнать). Они пробуют понять причины огорчений и ссор детей. Для этого очень помогает сесть рядом и посмотреть маленькому человеку в глаза.

И это получается все лучше и лучше! А потом они пробуют разделять и уменьшать огорчения и снижать конфликты. И это тоже иногда получается! Все больше и больше оказывается возможностей радоваться успехам и открытиям детей, и своим — тоже.

Потом будущие учителя приходят в первый класс школы, чтобы разобраться, как дети переходят от игры к осознанной учебной деятельности. Первый месяц или даже больше в школе уходит на освоение детьми уклада школы. В этом укладе далеко не главное — как слушать учителя и не шуметь. Более существенно — как слушать и слышать друг друга и как подружиться. Это лучше происходит, не когда дети сидят в три ряда лицом к учителю, а когда они сидят кружком, вшестером, за столом и обсуждают что-то интересное. К ним подходит наша студентка и обсуждает что-то вместе с ними, слушает их рассказы и задает вопросы, смотрит снятые ими на прогулке на свои мобильники видеоистории, собранные (смонтированные) в истории с устными, а потом письменными рассказами. В конце дня и весь класс может образовать большой круг, и у каждого, включая учителя, есть около минуты, чтобы поделиться своими радостями и тревогами.

Наши студентки не учат детей счету как механическому навыку, а открывают мир вместе с ними, помогают не учить параграф из учебника, а наблюдать и понимать окружающий мир. Они учат детей и учатся сами поддерживать другого и помогать ему, радоваться своим ошибкам — ведь можно что-то сделать лучше, и сочувствовать ошибкам других, показывать детям, что ты чего-то не знаешь и стараешься узнать вместе с детьми.

И это все оказывается счастьем. И тебе впервые в стенах «образовательной организации» становится понятно, зачем ты учишься, про что все эти Коменские, Выготские и Монтессори. Конечно, дети — это самые удачные твои союзники. Но есть еще родители и коллеги-учителя. Здесь сложнее… Легче с теми, кто чем-то конкретным в школе не доволен. В таком случае есть предмет для обсуждения. Труднее с теми, кто считает, что когда-то их учили хорошо, а теперь все образование катится в пропасть, а учитель это качение подталкивает. Проблема в том, что их во многих случаях действительно учили хорошо, им повезло с учителями, к тому же у них были успешные и уверенные в себе родители, телевизор запрещали и вовремя укладывали спать, бабушка читала им умные и добрые книжки. Но повезло не всем. В некоторых не очень удачных семьях вырастали дети, поступали в не очень удачные школы и становились не очень удачными учителями.

Сегодня мы останавливаем этот процесс. В нашем Педагогическом университете и во многих других вузах и школах страны.

Как же быть с теми учителями и школами, которые уже есть, а не только будут (пусть даже и скоро)?

Мы готовы вам помочь. Как? Нас много — целый университет (если надо, позовем еще один), и мы можем:

  1. Помогать вам разбираться со «сложными вопросами школьной программы», если вы решили, что должны в них разбираться на пятерку.

  2. Посоветовать, как можно разумно использовать учебник, интернет, указания учителя и его заметки в тетради ученика, для того чтобы ребенок действительно учился; рассказать, как учитывать особенности его психики и здоровья.

  3. Встретиться с группой родителей на территории нашего университета или в школе, с участием учителей и администрации школы или без них и обсудить разные вопросы школьной жизни и модели взаимодействия в ней.

  4. Прислать в вашу школу наших студентов на практику, где они будут помогать детям учиться, заниматься с отстающими. Руководители практики из нашего университета смогут обсуждать с учителями и содержание образования, и методики преподавания, и проблемы отдельных детей.

  5. Опираясь на несколько примеров явных ошибок учителя, предложить директору школы направить этого учителя на повышение квалификации, основным достижением которого будут умения признавать свои ошибки и их избегать, в том числе — с использованием интернета.

  6. Предложить школе организовать тренинг целой команды учителей и администраторов. В таком тренинге меняется система отношений в коллективе и отношений между учителями и родителями. Консультировать школу при проведении аттестации учителей.

Чтобы воспользоваться одной из этих опций, напишите нам на deti@mpgu.edu. Что-то из этого наши преподаватели и студенты могут и хотят делать бесплатно. Например, когда наши студенты проходят практику в школе, то никто никому денег не платит: студенты и профессора бесплатно помогают школе учить детей и учат учителей, а школа бесплатно помогает университету учить студентов и учит профессоров.

Расскажите друзьям