В «Мире Дикого Запада» все не то, чем кажется. Нам мнилось, что головорез Акечета из племени Призрачного народа пришел в «Вестворлд» из «Костяного томагавка», а оказалось — что из «Мертвеца». То есть он никакой не кровожадный каннибал, а проводник в другой мир, как индеец Никто. Было бы, конечно, занятно посмотреть, как он и найденный им у реки тяжело раненный Человек в черном разыгрывают сценки из фильма Джармуша, — но в этом эпизоде у индейца совсем иной слушатель: дочь Мейв. Ей-то он и рассказывает неторопливо свою историю, которая резко снизила темп повествования в сериале, зато совершенно по-новому расставила акценты.
То, что Акечета (его играет звезда второго сезона «Фарго» и все того же «Томагавка» Зан МакКлэрнон) не проходной персонаж, нам намекнули во второй серии, когда индеец и Анджела презентовали Логану андроидов. Но кто же знал, что Аке еще на заре создания парка стал свидетелем резни, устроенной Уайаттом — Долорес в бета-городке. Там он нашел не только труп Арнольда, но и модель «Лабиринта», которая с тех пор не давала ему покоя. Но прежде чем хост успел разобраться во всем, разработчики парка переписали его сюжет и отняли у него возлюбленную по имени Кохана. Долгое время индеец-призрак занимался мародерством, однако червь сомнения точил его изнутри. Все встало на свои места, когда валяющийся в беспамятстве Логан, которого Уилльям в конце первого сезона отправил голышом скакать в закат, подтолкнул Акечете к мысли, что парк — фейк, не более чем иллюзия.
После этого индеец начал видеть в своих соплеменниках персонажей игры и вспоминать прошлое. Неспроста восьмая серия на лакотском языке называется «Kiksuya», что на русский переводится как «Помни». Так же назывался дебютный сценарий шоураннера сериала Джонатана Нолана, который поставил его брат Кристофер. В том захватывающем инди-триллере страдающий антероградной амнезией мужчина по имени Леонард Шелби искал убийцу жены, при этом стараясь не забыть, кто он сам. В серии «Помни» Акечета ищет свою возлюбленную, тоже стараясь не растерять собственную идентичность. Но для этого ему не нужны татуировки, записки и поляроидные снимки — достаточно найти место под названием «Дверь», служащее проходом между мирами. Оказавшись в этой точке, индеец превращается в Вестника правды, который (как и Долорес aka Несущая Смерть) намерен показать хостам выход в лучший из возможных миров. На то, что это стремление прошито внутри андроида Акечете, при очной встрече указывает Форд: «Я создал тебя любопытным. Смотреть на пустой мир и читать в нем смысл».
Первым, кому индеец решает открыть глаза на то, что парк — это пустышка, становится Кохана. Она тоже вспоминает все, но счастье влюбленных оказывается недолговечным. После того как разработчики забирают ее, Акечете отправляется за ней на «Холм», словно Орфей за Эвридикой в загробный мир, предварительно получив при этом ножом в грудь. Интересно, что в сцене, когда хост блуждает по темным коридорам лаборатории в поисках любимой, играет переаранжированная композитором Рамином Джавади песня «Нирваны» «Heart-Shaped Box» («Коробка в форме сердца»), которая как бы намекает на то, что в этих стеклянных и металлических коробках индеец ищет свое разбитое сердце.
Вообще во втором сезоне Джавади демонстрирует широчайший музыкальный кругозор и богатую фантазию, то вплетая в характерный вестворлдовский бас композицию «Seven Nation Army», то делая кавер на Сергея Рахманинова (Prelude in C# Minor) или Канье Уэста («Runaway»). Но создатели сериала могут себе это позволить. Особенно символично это выглядит на фоне того, что когда-то Ноланам не хватило денег на то, чтобы завершить «Помни» песней Radiohead «Paranoid Android», а теперь Джонатан с легкостью ставит их «Exit Music» в финале первого сезона.
Но вернемся к Акечете. Все эти блуждания по коридорам и по парку делают его неимоверно трагичной фигурой. Неудивительно, что однажды во время своих странствий израненный индеец натыкается на дочку Мейв, которая проявляет к нему милосердие и дает силы продолжать поиски. Но поскольку в «Вестворлде» легко неправильно истолковать намерения, Мейв видит в Акечете отморозка, который хочет отобрать у нее ребенка, в то время как он лишь старается уберечь ее и дочку, рассказать им правду (поэтому рисует на дворе символ «Лабиринта»), а настоящий агрессор — Человек в черном.
Но как уже было сказано: в «Мире Дикого Запада» все не то, чем кажется. И, конечно же, все это время индеец рассказывал свою историю не дочери Мейв, а вскрытой на операционном столе самой Мейв. Подключившись через ребенка, словно через аватара, она внимательно слушала Акечете, в то время как по ней лил крокодиловы слезы сценарист Ли Сайзмор.
Серия заканчивается тем, что Шарлотта Хейл узнает о невероятных способностях Мейв, а дочь Уилльяма забирает отца со словами, что только она знает, как сделать ему по-настоящему больно. Кажется, Человеку в черном предстоит узнать о себе кое-что неожиданное. Но во всей этой кутерьме самое неожиданное совсем другое. А именно то, как «Мир Дикого Запада» явно не нарочно, но все сильнее рифмуется с третьим (и, как стало известно, заключительным) сезоном «Эша против зловещих мертвецов». Поясним: для Эша жизнь уже давно превратилась в такой же парк аттракционов, как «Вестворлд», — только с обязательным фестивалем расчлененки. Существование Эша роботизировано не хуже, чем у андроидов, а его удалые приключения — тот же иммерсивный театр «Мира Дикого Запада», в котором меняются лишь декорации, но не сама суть представления. Эш, как и хосты, все время вынужден плутать в лабиринте, подчиняясь канону (или, говоря иным языком, программному коду), а также совершать свои подвиги на репите: нашел «Некрономикон», разбудил зло, победил зло, но зло вернулось — заводи бензопилу, доставай бум-палку.
Однако в третьем сезоне авторы сериала сжалились над своим героем и придумали для него выход из этой замкнутой ситуации, показав ему дверь, за которой его ждал новый дивный мир, хоть и постапокалиптического толка. Похоже, что такую же «Дверь» создатели «Вестворлда» припасли и для своих хостов. Но сумеют ли андроиды ее открыть — пока вопрос.
Смотреть