В 2005 году управляющий крупным инвестиционным фондом по имени Майкл Барри (Кристиан Бейл) — бывший врач, обладатель стеклянного глаза, любитель хеви-метала, человек с заметным расстройством аутистического спектра и репутацией финансового гения, — изучив состояние рынка ипотечного кредитования, решает сыграть на его скором обвале. Этот рынок, основа американской экономики, считается сверхнадежным, поэтому все крутят пальцами у виска, инвесторы Барри бунтуют, банкиры потирают руки.
Находятся, впрочем, люди, которые, узнав о действиях Барри — в основном случайно, — проникаются его пессимизмом. Амбициозный трейдер из Deutsche Bank (Райан Гослинг) тайком заключает сделку с хедж-фондом Марка Бома (Стив Кэрелл) — совестливого финансиста, который ненавидит Уолл-стрит, хотя на нем работает. Двое начинающих инвесторов (Финн Уиттрок и Джон Магаро), которые мечтают играть по-крупному, убеждают вернуться в профессию знакомого бывшего трейдера (Брэд Питт), ушедшего в садоводство.
Финал «Игры на понижение», мягко говоря, не становится неожиданностью — это американский ипотечный кризис 2008 года, последствия которого мировая экономика переживает до сих пор. Фильм Адама МакКея, режиссера нескольких картин с Уиллом Ферреллом, в том числе великой эпопеи Рона Бургунди, поставлен по документальному бестселлеру Майкла Льюиса, автора «Человека, который изменил все». Все герои — реально существующие люди; у персонажа Кристиана Бейла, в отличие от остальных, даже не изменено имя. Сценаристы кое-что по мелочам присочинили для драматического эффекта — но в этих случаях сами же разоблачают себя ремарками в камеру. «Четвертая стена» здесь ни к чему: «Игра» не просто рассказывает историю, а разговаривает со своим зрителем, поскольку он не просто зритель, а напрямую заинтересованное лицо. Миллионы потеряли работу, миллионы потеряли дома, всех остальных жителей Земли это тоже касается, даже если они об этом не знают.
![](https://img06.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/e/21/e21fffa7fbf5461fbd60745968481d53.jpg)
![](https://img01.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/9/22/922b0148a3e2402eae861eeba4c6a891.jpg)
![](https://img05.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/5/ed/5ed0f3160f1d473d803c8c7e897e59c9.jpg)
![](https://img03.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/3/96/396a14f312874184bf58cc4a8dfc0ebe.jpg)
![](https://img08.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/0/f4/0f4083f7e67d4b2b92448bb7c60693cf.jpg)
![](https://img08.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/4/78/478b55ddb90546ad8b285f4ceb4d7aae.jpg)
Дефолтные свопы, обеспеченные долговые обязательства, продажи без покрытия — от всего этого поначалу слегка кружится голова. Но, чтобы понять общую идею, не нужно заканчивать бизнес-школу: если банки раздают кредиты всем подряд, а все их берут, поскольку хотят иметь собственное жилье, но не возвращают, — рано или поздно деньги кончатся. Ключевые термины фильм любезно объясняет вставными клипами: финансовый ликбез проводят актриса Марго Робби в ванне, повар Энтони Бурден на кухне и певица Селена Гомес в казино.
О том, как кризис 2008-го выглядел с той, вражеской стороны, был замечательный фильм «Предел риска» — про сотрудников фирмы, срисованной с обанкротившейся тогда Lehman Brothers: триллер, едкая сатира, но и трагедия о разбитых мечтах. В «Игре» Lehman Brothers тоже появляется в самом конце затонувшим кораблем, символом краха. Герои проникают в их опустевший офис, один из них спрашивает что-то вроде: «А что ты ожидал увидеть?» — и второй отвечает: «Взрослых». Фильм, несмотря на его бурлящее остроумие, трудно назвать комедией — тема все-таки слишком невеселая, — но МакКей прежде всего комедиограф. И, разоблачая пузырь капитализма — заговор крупных банков и рейтинговых агентств при попустительстве правительства, — он видит лишь идиотизм, алчность, безответственность, близорукость. Это хорошо для агитпропа и, наверное, не так хорошо для драмы. Положительные герои «Игры» испытывают некоторые моральные терзания и даже пытаются предупредить остальных, но всерьез проникнуться их проблемами трудно — в конечном счете они просто самые умные; удачливые спекулянты, разбогатевшие на всеобщей катастрофе. Да и сделано это очеловечивание, особенно в случае Кэрелла и Питта, грубовато.
С другой стороны, еще один фильм о сложной душевной организации людей в дорогих костюмах едва ли что-то бы изменил: чего мы не знаем про эти горы кокаина, походы в стрип-клубы и пьяные слезы по ночам? МакКей же именно требует перемен, а не пытается снять второго «Волка с Уолл-стрит». Клиповые нарезки и цитаты из Харуки Мураками он использует для доходчивости, а не для пущей художественности. Пусть это плакат, карикатура, выступление с трибуны — жанр не хуже других. Со своей главной задачей — объяснения достаточно сложных вещей достаточно простым языком — фильм справляется совершенно блестяще, оставаясь при этом более чем развлекательным. А если кому-то кажется, что сейчас есть темы поинтереснее, чем мировой финансовый кризис, ему можно только позавидовать. Точнее, посочувствовать.