Короткий метр

О нет, только не это: как Олег Коронный стал режиссером и снял кино про хипстера во власти

1 ноября 2018 в 15:58
Stereotactic
Посмотрите тизер дебютного короткометражного фильма Олега Коронного, бывшего шеф-редактора «Арзамаса» и ведущего абсурдистского шоу «О нет, только не это!». «Префект» — политическая сатира о том, как московский хипстер, завсегдатай баров и любитель урбанистики становится в недалеком будущем префектом одного из московских округов.
Ленин, скейтеры и лютый монтаж в тизерном ролике со съемок «Префекта»

О режиссуре

В принципе, мне это интересно. Я раньше занимался видео и успел за время работы на «Арзамасе» соскучиться по этому нервному занятию. При этом, конечно, я никогда прежде не участвовал ни в чем даже близком по размаху с тем, что мы сейчас натворили вместе со Stereotactic (куратором «Префекта» выступил продюсер Сергей Яхонтов, который вместе со Stereotactic выпускал короткометражного победителя «Кинотавра» «Лалай-Балалай». — Прим. ред.).

Я узнал довольно много полезных и ловких моментов про то, как надо снимать. Разобрался в сленге, узнал, что такое барабан и шапка, научился говорить с цветокорректором на его языке, пару дней поотвисал со звукорежиссером у Химкинского водохранилища. В общем, увидел и испытал весь цикл работы над настоящим фильмом.

О себе много интересного узнал тоже. Пару раз совершенно растерялся на площадке. Вообще любопытное ощущение — нужно снимать сцену, а ты абсолютно не знаешь, как это сделать. Давление нарастает, все ждут, что ты что-то скажешь, объяснишь, актеры уже начинают вздыхать и думать, зачем мы на это подписались, а тебе хочется пропасть, исчезнуть. И тут на помощь приходит второй режиссер. Я не знаю, всегда ли так происходит, или это потому что я неопытный придурок, или потому что у нас был фантастический второй режиссер Люда Верейкина, — но сложилось четкое впечатление, что второй режиссер самый важный и полезный человек на площадке.

Вообще, конечно, значение режиссера преувеличено. Кино общее дело — не разобрать, кто что придумал и кто в какой момент подвез новый запас сил и веры. В этом смысле мне очень повезло поработать с чуваками из Stereotactic, которые горели проектом. Это было офигенно.

О сценарии

Сценарий должен быть цепким, про что-то актуальное, нужен прикольный сеттинг — подумал я и написал сценарий о политике. Что довольно тупо, потому что к политике я испытываю исключительно презрение и вообще обхожу ее стороной. То есть написал не совсем про то, что мне интересно в реальной жизни. Впрочем, сценарий все равно про что-то вечное. Про бесконечную, бессмертную тему унылого мира русской бюрократии. И про … [сдвинутый] мир, который нас ежедневно окружает, где хай-тек и велодорожки сосуществуют с храмами из гжели и патриотическими граффити.

О главном герое

Он из «наших». Любит хорошие фильмы, отвисает в правильных местах, сортирует мусор, передвигается на велосипеде, бьется за сохранение исторических памятников и ненавидит орущих в телике лицемеров. Только в отличие от всех нас он как будто бы получил реальную возможность что-то изменить. Дорвался до власти.

Мне хотелось прописать персонажа более сложным, но пятнадцатиминутный формат и к тому же жанр комедии не дали мне возможности этого сделать. Ради ритма, темпа, яркости пришлось упростить образ героя и глубину. В итоге он получился немного поверхностным — это единственное слово, которым можно его описать. Фантазия на тему «а что, если бы хипстер дорвался до власти».

Говоря о том, похож ли главный герой на меня, я отвечу, что похож только безвольностью и поверхностностью. Что касается внешнего антуража — модные бары, пробежки в светоотражающей куртке, лекции на «Стрелке», — то я скорее смеюсь над этим.

Об актерском составе

Павел Деревянко сыграл небольшую роль в открывающей сцене. Это, наверное, главная звезда в фильме. Павла было несложно уговорить, кажется, ему просто нравится участвовать в какой-то веселой ереси.

Что касается исполнителей главных ролей — то тут подбор актеров в целом шел долго и мучительно. Сложно реального человека — с руками, ногами, голосом и собственным характером — соединить с написанным тобой персонажем. Но это было увлекательно видеть, как мертвый текст, который ты уже успел возненавидеть за месяцы переделок, оживает, когда за него берутся актеры.

Некоторые претенденты определились быстро, как в случае с исполнительницей роли помощницы префекта Кристины — Верой Панфиловой. Мы встретились, и я сразу понял, что она подходит. Исполнителя главной роли выбирали долго. Кто-то очень подходил внешне, у кого-то была своя «фишка», кто-то своей личной историей подходил. В итоге в последний момент выбрали Филиппа Горенштейна, и мне кажется, тут мы не ошиблись.

О комедии

Комедия — один из самых простых и сложных жанров одновременно. С одной стороны, это занятие безопасное. Все время держишь фигу в кармане — типа не-не-не, это все шуточки, я смеюсь и не говорю ничего всерьез. С другой — ну а как еще говорить вообще. Все хорошие вещи — они ведь смешные на самом деле. И поэтому снять смешной фильм — задача каждого, а вот если перед режиссером не стоит такой задачи, то, скорее всего, с ним что-то не так.

О стиле

Я люблю, когда в кадре что-то мигает, мерцает, … [сумасбродный] монтаж или еще что-нибудь такое. Плюс у меня есть давнее увлечение — шутки и пародии на тему французского кино, но в фильме этого нет, потому что тяжело впихнуть Годара в сеттинг «Служебного романа». Впрочем, пожалуй, зря я не решился на это.

О чем фильм

Задание состояло в том, чтобы изобразить будущее, но мой фильм про что-то вечное и бесконечное России. Это фильм о конфликте между любителями теории малых дел, которые думают, что мелкими улучшениями можно что-то исправить, и теми, кто считает, что нельзя идти на компромисс с государством. Это фильм о хипстерах, возомнивших, что они знают, как правильно жить окружающим. Это фильм о бухгалтерах и пресс-секретарях, которые в гробу видали урбанистику и велодорожки. Это фильм о водителях и телохранителях, занимающих ключевые должности в правительстве. Это наше прошлое, настоящее и будущее.

Фильм был снят в рамках конкурса Медиалаборатории «Яндекс.Такси», которая второй год подряд дает молодым авторам возможность поэкспериментировать и реализовать свои творческие идеи в области кино. В этом году прошли в финал и сняли короткометражки Петр Скворцов, Василиса Кузьмина, Андрей Никифоров, Виталий Шепелев и Олег Коронный.

«Префекта» и другие короткометражки можно будет посмотреть 5, 9 и 17 ноября в «ЦДП». До конца ноября все они появятся онлайн. Следить за анонсами премьер можно здесь.

Расскажите друзьям