Место на 1-й линии ГУМа с выходом на Никольскую в 2000-м заняли французы Naf Naf, а потом освоили премиальные итальянские марки: сначала Etro, затем Armani. Окна-витрины арендаторы тогда спрятали за гипсокартоном и нарочно затемнили залы с высокими крестовыми сводами. Через 5 месяцев помещение снова оккупирует тяжелый итальянский люкс — Fendi, а пока на 400 квадратных метрах напротив Louis Vuitton хозяйничает творческое объединение Esthetic Joys сына Михаила Куснировича, чья компания Bosco di Ciliegi — главный акционер ГУМа. Илья Куснирович с командой своего же Bosco Fresh Fest за 2,5 месяца превратил место в светлый мультибренд, продающий иностранцам ту Москву, в какой, надеемся, живут читатели этого текста: с утренним кофе в приятной кофейне на районе, вечерами с друзьями в «Энтузиасте», выходными в Ping Pong Club Moscow и летними фестивалями. Для ГУМа со стройными рядами люкса разной степени тяжести это, прямо скажем, шок-контент.
ГУМ исторически поделен на секции — всего 322 штуки. Центральную, с видом на Мавзолей, с 1954 года и до перестройки занимала «Секция № 200», она же «Стол заказов» — закрытый магазин для партийной элиты, высокопоставленных гостей из-за границы и выдающихся деятелей культуры. По спецпропуску здесь можно было купить обычные для капиталистических стран, но дефицитные в СССР товары: обувь, советское белье, бытовую технику, парфюмерию, сувениры, верхнюю одежду, импортный трикотаж и совсем уж недоступные вещи — платье Nina Ricci или жакет Chanel прямиком с парижского показа мод. От двухсотой новой «Секции» досталось название — мол, работать поп-ап будет только 5 месяцев; значит, тоже дефицит.
Из местных дизайнеров на аренду секции в главном универмаге страны накопила только Алена Ахмадуллина, но и она оттуда давно съехала. Выходит, это первый в современной истории ГУМа случай, когда российские марки, да еще и в таком количестве (больше 35 имен), десантируются на 1-ю линию.
Магазин — временный. 15 января 2018 года площадь закроется на застройку бутика Fendi. Все это время марки и вещи будут меняться: это сейчас их 35, дальше станет больше. Байер Маруся Ковылова до «Секции» работала в соседней Max Mara и только в начале лета села гуглить the best Russian fashion designers. Вышло — с поправкой на срочность — достойно: тут и в самом деле есть или будут примерно все.
Полугодовой перерыв в контрактах на аренду дал автору идеи Илье Куснировичу возможность не платить за площадь: все эти месяцы она бы и так не использовалась. Два этажа целиком освободили от мебели и обшивки времен Armani, раскрасили в цвета супрематизма и включили вместо унылого лаунжа 100-минутный плейлист — Motorama, Иван Дорн, On-The-Go и так далее.
Тут не найти, например, Walk of Shame — у дизайнера Артемова тесные отношения с ЦУМом и заправляющей там в именном корнере Натальей Голденберг. Нет стритвира вроде «Волчка» или «Спутника 1985», как и подчеркнуто мужских марок: на 400 кв. м всего пара имен — Grunge John Orchestra. Explosion да Artem Shumov. Пока нет, но скоро будет главная звезда — «Гоша Рубчинский» с капсулой для ГУМа.
Общую постсоветскую и узкую московскую тусовочную эстетику поддерживают предметы вроде приставок Sega, теннисного стола и мерча Ping Pong Club Moscow, советского винила из DIG (в ассортименте: Стас Намин, «Земляне», Леонид Дербенев, ансамбль «Крыша») и плакатов Димы Пантюшина из «Энтузиаста». Посреди второго этажа стоит новая микрокофейня «Кофе.Советы», куда три раза в день подвозят дроп свежих гумовских ватрушек.
В советской «Секции № 200» сувениры были самым ходовым товаром: иностранные делегации неизменно покупали значки, самовары, платки и палехскую роспись. Спустя 70 лет ГУМ все еще самый посещаемый туристами универмаг города, где есть и матрешки, и шали, а теперь — и все те предметы, которые молодые горожане обычно везут из Берлина, Милана и Нью-Йорка. «Секции» нет и недели, но продавцы уже поняли, кто делает кассу, — это Артем Кривда с принтом Saint Moscow на футболках и худи.
ZDDZ нашили на свои черные бомберы патчи в честь архитектора Шухова, спроектировавшего ГУМу крышу, Леся Парамонова из Les' нарисовала на платье сказку про универмаг, Виктория Андреянова отшила для «Секции» подиумную коллекцию в единственном экземпляре, марка платков Radical Chic расписала свой основной товар принтами на ту же тему, Майя Плисецкая на фон ГУМа появилась на кардигане 7ka — и так далее, и так далее.
![](https://img03.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/b/39/b39c7cab46124d8884991898a9bc02c8.png)
На первом этаже представлены женские вещи Laroom, несколько работ стилиста из телевизора Александра Рогова и многообещающая мрачная марка выпускника Central Saint Martins Арута Арустамяна — Arut MSCW.
![](https://img05.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/4/6a/46a6f54de3b846a0a1b313b8f2afdb7b.png)
Перезапущенные советские кеды «Два мяча», от которых теперь в Москве не спрятаться, не скрыться.
![](https://img07.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/5/c8/5c8b62b500814884bff7b7e892568075.png)
Российская марка Erma удачно продавалась в Podium Market, пока не произошло то, что ретейл обсуждал все лето. Теперь Erma стоит посреди ГУМа, для которого даже перешила свой самый знаменитый бомбер.
![](https://img02.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/a/10/a100528707984626b9c2a1d16cad8643.png)
Тут покорные мужья иностранок на фоне шелковых платочков Radical Chic ждут жен, оплачивающих на кассе недешевые петчворк-пальто марки Outlaw.
![](https://img06.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/c/ca/cca43893249241278a9fd73df828f903.png)
Принт справа вы, наверное, узнали — да это Heart of Moscow, главная сувенирная марка современной России, которая для «Секции» перевыпустила свои лучшие значки.
![](https://img07.rl0.ru/afisha/e-x750i/daily.afisha.ru/uploads/images/8/9b/89bc610d57e144a69712419eef355ec6.png)
Это смысловой центр второго этажа со стойкой «Кофе.Советов». Огромная ламповая конструкция сама по себе аттракцион: пока вам варят кофе, попробуйте сообразить, на чем она держится. А слева от нее — стол для пинг-понга.