Фильм на выходные «Рики и Флэш» Джонатана Демми: Мерил Стрип в роли татуированной рокерши
Станислав Зельвенский посмотрел комедийную мелодраму про вокалистку рок-группы, которая разбирается в отношениях со своими выросшими без матери детьми.
![«Рики и Флэш» Джонатана Демми: Мерил Стрип в роли татуированной рокерши](https://img08.rl0.ru/afisha/e1500x600i/daily.afisha.ru/uploads/images/6/e7/6e7a0287fa63492d964f5e6064acc1f8.jpg)
В калифорнийском кабаке по вечерам выступает группа Ricki and the Flash, развлекая пару десятков восторженных местных жителей кавер-версиями хитов от Тома Петти (со страстью) до Пинк (без удовольствия). Всем участникам за 60, вокалистку зовут, соответственно, Рики (Мерил Стрип) — у нее кожаные штаны, крашеные волосы, с одной стороны заплетенные в косички, и, как полагается, необязательный роман с не менее моложавым лид-гитаристом (Рик Спрингфилд).
![](https://img06.rl0.ru/afisha/720x-/daily.afisha.ru/uploads/images/c/0e/c0ef6975cbc34a06a8c024c4c4b27548.jpg)
В другой жизни Рики работает кассиршей в супермаркете, едва сводит концы с концами и засыпает в тесной квартире под шум прибоя, записанный на магнитофон. В третьей ее зовут Линда, и она четверть века назад сбежала со Среднего Запада от мужа-бизнесмена (Кевин Клайн) искать славу в Калифорнию, оставив тому трех детей. Дети выросли — настолько, что от дочери (Мэми Гаммер, настоящая дочь Мерил Стрип) уже убежал ее собственный муж, и Рики-Линда отправляется в Индианаполис ее утешать.
Это фильм, в котором Мерил Стрип, разукрашенная татуировками, исполняет среди прочего «Bad Romance», но самой большой ошибкой будет пойти на него как на комедию про смешную пожилую тетю с гитарой (на что активно намекает постер). Ядовитый юмор сценаристки Дьябло Коди малыми дозами растворен в неловких ситуациях и раздраженных диалогах, а потом многократно разбавлен при дубляже. В персонажах и их отношениях есть большой комедийный потенциал, однако его используют процентов на 20, не впадая, впрочем, и в другую возможную крайность — это осторожное, скорее теплое, чем холодное или горячее, кино, что многих, вероятно, разочарует. Но сделано это сознательно: взяв незамысловатый и откровенно искусственный сюжет, авторы пытаются аккуратно встроить его в жизнь осязаемых, реальных, а значит, сложных людей.
![](https://img06.rl0.ru/afisha/720x-/daily.afisha.ru/uploads/images/e/e1/ee1c546a09124440971bf8f20af28327.jpg)
Во многих очевидных смыслах «Рики» перекликается разом с «Бедной богатой девочкой», сценарной работой Коди, и «Рейчел выходит замуж», постановкой Джонатана Демми, — их альянс кажется очень логичным. Темы изгоя в собственной семье, столкновения образов жизни, возвращения в прошлое, женской неустроенности и так далее — вплоть до элементов сюжета. Этот фильм выглядит, конечно, более легкомысленно и менее душераздирающе, но брать Мерил Стрип на душераздирающие роли — это слишком просто. Работа, действительно требующая ее таланта, здесь состоит в том, чтобы найти в нелепой, неотесанной, застрявшей в 80-х и, вероятно, заслужившей всеобщее осуждение героине глубину и достоинство. Некоторая проблема в том, что у Стрип, даже в кожаных штанах, его так много, что авторам приходится идти на дополнительные уловки — Рики не только, например, храпит, но и исправно голосовала за Бушей.
![](https://img06.rl0.ru/afisha/720x-/daily.afisha.ru/uploads/images/0/0f/00f62a5c75c74e2b89e7389861632aec.jpg)
Это, впрочем, не просто виньетка, а деталь, переводящая семейный конфликт в мировоззренческий, причем с убийственной иронией: рок-н-ролльная нищая мамаша ненавидит Обаму и не совсем понимает, откуда берутся геи, а ее живущие в роскоши буржуазные дети — ровно наоборот. Ни герои, ни, возможно, авторы так не формулируют, но здесь есть какая-то идеологическая логика: вина Рики состоит в том, что она пожертвовала семьей ради личного (весьма призрачного, как оказалось) успеха. Что они заявляют прямым текстом — Мика Джаггера, у которого семеро детей от четырех женщин, никто за это не критикует, и не потому, что он звезда, а потому, что мужчина.
Демми с Коди не делают из этого никаких однозначных выводов, оставляя их, что называется, на усмотрение зрителя: бесстыдно жанровый финал оказывается скорее символическим, нежели реальным разрешением конфликтов. И символизирует он как раз относительность любых моральных императивов, невозможность раздать людям штрих-коды. Люди совершают поступки, платят за них тем или иным образом и тем или иным образом получают награду. А как жить правильно, знают только Господь Бог и Брюс Спрингстин.