Фильм на выходные «Поединок в Диггстауне» Майкла Ричи
Каждую пятницу Станислав Зельвенский, опираясь на собственную интуицию, выбирает хороший старый фильм, способный украсить выходные и помочь дожить до понедельника.
![«Поединок в Диггстауне» Майкла Ричи](https://img03.rl0.ru/afisha/e1500x600i/daily.afisha.ru/uploads/images/7/29/729ca4f8df27428996da2efba2959eae.jpg)
Аферист по фамилии Кейн (Джеймс Вудс) выходит из тюрьмы в штате Джорджия — где в принципе неплохо проводил время — и немедленно начинает готовить новое дело. Вместе с артистичным напарником (Оливер Платт) он направляется в соседний городок Диггстаун. Половина его населения, кажется, занимается боксом, а вторая половина — ставит на это деньги. И всем вместе владеет бывший антрепренер Джон Гийон (Брюс Дерн), худощавый седой мужчина с прозрачными глазами и злодейскими усиками.
Используя инсайдерскую информацию, полученную от сокамерника, помощь его хорошенькой сестры (Хизер Грэм) и полмиллиона, одолженные у бандитов, Кейн заключает с Гийоном пари: он привезет в Диггстаун никому не известного 48-летнего боксера Палмера (Луис Госсетт-мл.), и тот за один день нокаутирует десять любых местных бойцов.
![](https://img07.rl0.ru/afisha/720x-/daily.afisha.ru/uploads/images/6/4a/64af5031abd24c6bbfb757eed0d72700.jpg)
Майкла Ричи, как и Палмера, мало кто помнит по имени — он не был «автором», да и с точки зрения коммерции его карьера видела больше провалов, чем побед, — но это был настоящий американский режиссер. В таком же смысле, как, например, Роберт Олтман. Все его фильмы выросли на крови и почве Соединенных Штатов, пропитались их духом, легкомысленным и победительным — не зря в его фильмографии так много спортивных комедий. Ричи блистательно выступал в 70-е: «Первый кусок», дичайший животноводческий боевик с Ли Марвином, «Кандидат», где идеалист Редфорд баллотировался в сенат, «Улыбка» про калифорнийский конкурс красоты, «Несносные медведи» — локальный хит на все времена, где алкоголик Маттау тренировал бейсбольную команду лузеров. Но 80-е начались чудовищным «Островом» с Майклом Кейном и продолжились чередой в разной степени неудачных комедий (за исключением, может быть, популярного «Флетча»). А в 90-е все стало совсем плохо — где-то там скромненько притулился и «Диггстаун» («Diggstown», 1992).
![](https://img07.rl0.ru/afisha/720x-/daily.afisha.ru/uploads/images/2/d3/2d3c96c23f2641baacc00a2ef781096e.jpg)
Это фильм, созданный, чтобы его любили миллионы, «и по какому-то недоразумению увиденный вместо этого тысячами. Интрига множества хитов — хороший жулик обжуливает плохого — наложена на не менее традиционный и выигрышный сюжет о темной лошадке, которая прибегает к финишу первой. Условно говоря, «Афера» встречается с «Рокки». И неожиданно оказывается, что за Рокки вполне — если не с большим удовольствием — можно болеть, когда он врет, изворачивается, дает соперникам взятки и бьет ниже пояса даже в самом прямом смысле.
И Вудс, и Брюс Дерн, что называется, купаются в своих ролях. Вудс, одновременно вальяжный и энергичный, со своим всегдашним едва заметным налетом безумия, но не страшного, как обычно, а скорее по-детски заразительного. Дерн, играющий скользкого злодея с таким удовольствием, с каким можно играть только скользких злодеев, — чего стоит одна его мотивационная речь в раздевалке («Господь всемогущий, дай нам силы и мужества разорвать этого человека на маленькие кусочки»). Забавно, что наименее вроде бы именитый в компании больших артистов — звезда недорогих фильмов Госсетт-мл. — единственный из них, кто не только номинировался на «Оскар», но и получил его (за брутального сержанта в «Офицере и джентльмене»). У него тут, кажется, самая простая и физическая работа, но Рокки-то именно он — и именно его способность мгновенно вызывать симпатию позволяет фильму достичь своих целей.
![](https://img07.rl0.ru/afisha/720x-/daily.afisha.ru/uploads/images/a/c3/ac368bead3654f378c35cbc40de82e3b.jpg)
«Диггстаун» мог бы заменить тысячу шарлатанских пособий из серии «Как написать идеальный сценарий», потому что предельно обнажает механику взаимодействия фильма и зрителя — куда нагляднее, чем более амбициозные, возможно, в художественном плане работы. Да, это бесстыдное сочетание штампов, причем из разных жанров — комедии, спортивного фильма, даже гангстерской драмы, — но все они (хорошо, почти все) отполированы до блеска, подогнаны друг к другу и выполняют каждый свою маленькую функцию. И как ни обидно, может быть, мыслящему человеку это признавать, именно такой фильм вызывает в финале непреодолимое желание захлопать в ладоши, чокнуться с экраном, а то и сплясать камаринского.