Мультики «Хороший динозавр» Питера Сона
Посмотрев новый мультфильм студии Pixar, Антон Долин пожалел, что не родился огромной рептилией.
![«Хороший динозавр» Питера Сона](https://img06.rl0.ru/afisha/e1500x600i/daily.afisha.ru/uploads/images/1/57/157f37c113634dbab496c987e8c9fdac.jpg)
Задолго до премьеры «Хорошего динозавра» мне довелось побывать на нескольких презентациях студии Pixar. На каждой из них руководители студии (и продюсеры фильма) рассказывали о неожиданном: как потрясающе детально и правдоподобно в этой работе сделаны ландшафты. Такое впечатление, будто снимали живую — но несуществующую! — природу, тогда как ее рисовали на компьютере. Обратив на это внимание, в очередной раз понимаешь, как поверхностно мы смотрим анимацию, оценивая исключительно персонажей и сюжет. Нам невдомек, что прическа Мериды в «Храброй сердцем» или мех Салли в «Корпорации монстров» — настоящие революции, хоть и заметные ничтожному проценту зрителей.
Но Pixar — великая студия еще и потому, что любая техническая инновация здесь служит художественной цели. В частности, «Хороший динозавр» — картина о единении с природой, о возможности органической цивилизации, которая не уничтожает окружающий мир, а живет с ним в гармонии. Ну а природа платит взаимностью: например, динозавры в этой версии всемирной истории не вымерли, поскольку метеорит пролетел мимо Земли. Теперь разумные рептилии населяют планету, занимаясь земледелием и скотоводством, пока дикие люди рычат, лают, бегают на четвереньках и воруют еду у динозавров. Всем так, ясное дело, спокойнее, и сразу становится обидно, что ты не динозавр. Помните смешную картинку из интернета: в зарослях пасутся диплодоки — и подпись «Россия, которую мы потеряли»? Так вот, здесь именно об этом, и не в шутку. По жанру «Хороший динозавр» — то ли идиллия, то ли пастораль, то ли утопия.
Или другой вариант: вестерн. Где еще в американском кино так тщательно работали над пейзажами, как в фильмах о Диком Западе! Добрая половина из них — истории путешествий, как правило по направлению к родному дому, вдали от которого герои оказались по велению судьбы. Другая половина — истории дружбы. «Хороший динозавр» — и то и другое. Нежно-зеленый апатозавр Арло, младший ребенок в семье, свалился в бурную реку и потерял сознание, а очнулся в незнакомых краях. К счастью, рядом с ним оказался человеческий детеныш, которого миролюбивый Арло ухитрился приручить и назвал Дружком. «Это рассказ о мальчике и собаке, — уточняют авторы фильма. — Только мальчик — динозавр, а собака — мальчик». Теперь Арло и Дружок отправятся в путь через горы и прерии, реки и леса, встретят по дороге врагов и союзников, чтобы обрести долгожданный дом и семью.
Разумеется, вестерн, роуд-муви, бадди-муви — лишь оболочка, в которую заключено определенное содержание, делающее «Хорошего динозавра» отличным фильмом, достойным великой студии. Суть картины — в преодолении страха. Мамин любимчик, которого суровый отец пытается учить мужеству, оказывается в экстремальной ситуации, из которой ему без целой серии подвигов не выкарабкаться. Но это нечто большее, чем боязнь испытаний, которую не может не испытывать тепличный подросток, — прежде всего, страх Другого, любого чужака, которыми полон неуютный и бездонный мир. Ядовитая змея на четырех лапах и погруженный в медитацию трицератопс, в рогах которого живут птицы; безмозглые бизоны и смекалистые тираннозавры; жестокие прагматичные велоцирапторы и видящие в себе прирожденных буревестников хищники-птеродактили — каждый из них преподаст пацифисту и вегетарианцу Арло важный урок. Понятно, что дидактичность — неизбежное свойство любой голливудской семейной анимации, но в «Хорошем динозавре» она не раздражает. Ведь ксенофобия, преодоление которой может оказаться процессом одновременно целебным и отвратительным, главная болезнь наших дней. Прививать от нее надо с дошкольного возраста.
«Хороший динозавр» был задуман Бобом Петерсоном, сорежиссером шедеврального «Вверх», но до конца его доводил другой постановщик — дебютант в полнометражной анимационной режиссуре Питер Сон. Премьеру переносили дважды — и фильм был завершен на два года позже, чем задумывалось, вероятно изрядно переделанный. Из-за этого в прошлом году не вышло ни одного мультфильма Pixar, а в этом сразу два, «Головоломка» и этот. Безусловно, «Хороший динозавр» значительно слабее и проще «Головоломки». К тому же как минимум вторичен по отношению к одной из лучших картин студии-конкурента Dreamworks Animations «Как приручить дракона». Но знаете что? Все это имеет значение для истории анимации, но никак не для зрителя, которому нужно немногое: чуть-чуть согреться в канун неуютной зимы. С этой миссией «Хороший динозавр» справляется идеально. Он согревает. Кстати, и ученые в последнее время все больше склоняются к тому, что динозавры были теплокровными животными.