Фильмография Билли Уайлдер
Станислав Зельвенский составил исчерпывающий путеводитель по творчеству великого американского режиссера Билли Уайлдера — «В джазе только девушки», «Бульвар Сансет», «Двойная страховка» и еще 23 (!) фильма.
![Билли Уайлдер](https://img01.rl0.ru/afisha/e1500x600i/daily.afisha.ru/uploads/images/6/9b/69b374ef4d7441279f7ed3b413566db6.jpg)
«Дурное семя»
1934
![](https://img01.rl0.ru/afisha/720x-/daily.afisha.ru/uploads/images/3/fa/3fa7347524524dcba5556dadc1ee8344.jpg)
Уайлдер, проведший детство в Вене, а юность в Берлине, прозорливо сбежал из Германии сразу после назначения Гитлера рейхсканцлером. Он задержался в Париже и, быстро написав с приятелями-эмигрантами сценарий по-французски, дебютировал в режиссуре — венгр Александер Эсве, формально сорежиссер, присутствовал для галочки. По сюжету самоуверенный молодой раздолбай, у которого отец отобрал машину, становится членом банды автомобильных воров и влюбляется в единственную девушку среди них (едва совершеннолетняя Даниель Даррье). Достаточно заурядный криминальный фильм, сделанный в продиктованной бюджетом документальной манере, но по синтаксису еще немого кино, не лишен, впрочем, забавных находок и гэгов — и в любом случае интересно смотреть на довоенный Париж в многочисленных уличных сценах. В финале чудом спасшиеся герои садятся на пароход, отплывающий в Америку. Этим же путем вскоре последует сам Уайлдер — который в Голливуде вернется к сценариям, а на съемочной площадке в следующий раз окажется почти через 10 лет.
«Майор и малютка»
1942
![](https://img01.rl0.ru/afisha/720x-/daily.afisha.ru/uploads/images/5/53/55303cfbd0bc48bb9a246c2240704df2.jpg)
Взрослая деваха (Джинджер Роджерс), разочаровавшись в Нью-Йорке, решает вернуться в родную Айову. Ей не хватает денег на обычный билет, и она, смыв макияж и переодевшись в платьице, покупает детский, а когда кондукторы ловят ее с сигаретой, прячется в купе майора (Рей Милланд). Тот верит, что ей 12 лет, называет ее Су-Су, а себя — «дядюшкой Филипом» и обнимает ночью, когда гремит гром. В итоге действие перемещается в военную академию, где прыщавые кадеты ухаживают за героиней, а майор не понимает, почему его так влечет к крошке. В первом же своем американском фильме Уайлдер демонстрирует не только уверенную руку, исключительное остроумие и любовь к переодетым персонажам, но и желание испытывать границы дозволенного: хотя формально и не придраться, в анамнезе этой комедии, разумеется, педофилия. Смотреть на 30-летнюю Роджерс с косичками и неуловимо порочное лицо Милланда не только весело, но и довольно неуютно.
«Пять гробниц по пути в Каир»
1943
![](https://img01.rl0.ru/afisha/720x-/daily.afisha.ru/uploads/images/0/26/02650d5d22594ba28f9601cf8dc08243.jpg)
Контуженный британский офицер (Франчот Тон), участвующий в боях с войсками Роммеля в Северной Африке, находит приют в небольшом отеле посреди пустыни, где кроме египтянина-хозяина (Аким Тамирофф) осталась только французская горничная (Энн Бакстер). Вскоре приходят немцы, единственный номер с ванной занимает сам фельдмаршал Роммель (Эрих фон Штрогейм). Англичанин притворяется немецким шпионом, который притворяется официантом. В основе сюжета — малоизвестная пьеса венгерского автора о Первой мировой: Уайлдер заменил австрийца на британца, а русских — на немцев. Несмотря на то что сделанный в 1943-м военный фильм не мог не быть пропагандистским (и кончается соответствующим монологом), в первую очередь это триллер, причем хичкоковского уровня. И несмотря на общий скорбный тон — «Гробницы» начинаются с эффектных кадров, в которых по барханам движется танк-призрак, — Уайлдер не отказался от снижающих пафос комических эпизодов (скажем, с итальянским генералом). Мотив переодевания, похищения чужой идентичности снова здесь; занятно, что герой присваивает личность шпиона — то есть человека, который привык делать это сам. Режиссера критиковали за то, что героиня, представляющая Францию, готова, пусть и с благородными целями, предложить немецкому офицеру сексуальные услуги. А Роммель в гипнотизирующем исполнении Штрогейма получился безусловно зловещим, но не злодейским: таким великодушно изображают уже давно поверженного неприятеля — Уайлдер и тут забежал вперед.
«Двойная страховка»
1944
![](https://img01.rl0.ru/afisha/720x-/daily.afisha.ru/uploads/images/9/d2/9d2a219c0a054bc59c0cbc2f75140512.jpg)
Страховой агент с квадратной челюстью (Фред МакМюррей), поддавшись чарам коварной блондинки (Барбара Стэнвик), соглашается помочь ей избавиться от мужа ради страховых денег. Голливудская цензура зарубила повесть Джеймса М.Кейна в середине 30-х: не только за наличие адюльтера, но и потому, что зрители якобы могли воспринять подробное описание аферы как инструкцию. Времена слегка изменились, Уайлдер добился разрешения на экранизацию и нанял себе в сосценаристы Реймонда Чандлера, когда его постоянный соавтор Чарлз Брэкетт неожиданно отказался работать (в одиночку Уайлдер писать не мог). «Страховка» станет синонимом нуара — мало какие фильмы имитировали, цитировали и пародировали так часто. Рок в этой кровавой мелодраме надвигается на алчных, похотливых, самоуверенных героев с такой же торжественной неумолимостью, как силуэт на костылях, идущий на зрителя в знаменитом первом кадре. Чтобы осветить фонариком самое дно человеческой души, Голливуду понадобился комедиограф Уайлдер — его цинизм, его мастерство, но и его биография: не секрет, что лучшие нуары сняли эмигранты из Австрии и Германии (Ланг, Ульмер, Премингер, Сиодмак), успевшие увидеть своими глазами то, о чем американцы только догадывались.
«Потерянный уикенд»
1945
![](https://img01.rl0.ru/afisha/720x-/daily.afisha.ru/uploads/images/b/f4/bf4c22285a0444c8b62a45e5f41e9f98.jpg)
Дон Бирнэм (Рей Милланд), писатель-неудачник, стремительно спивается, несмотря на попытки брата и невесты его спасти, и его затянувшийся уикенд заканчивается в больничном вытрезвителе. Экранизация автобиографического романа Чарлза Джексона была первым большим голливудским фильмом, всерьез говорившим об алкоголизме — прежде алкоголь фигурировал в основном в комедиях. Режиссер, конечно, не собирался подменять департамент здравоохранения: его интересовала история саморазрушения, битва, в которой единственный противник героя — он сам. Стремясь передать болезненное состояние Бирнэма, Уайлдер снимал многие сцены «Уикенда» почти в эстетике немецкого экспрессионизма с его искаженными пропорциями, тенями и углами. И пусть тема со временем, мягко говоря, перестала быть сенсационной, по сей день трудно найти более экономное и жуткое изображение белой горячки. «Уикенд» утвердил статус Уайлдера как одного из ведущих американских режиссеров — четыре основных «Оскара», Гран-при в Каннах. Алкогольная мафия пыталась за большие деньги выкупить негатив и все копии.
«Императорский вальс»
1948
![](https://img01.rl0.ru/afisha/720x-/daily.afisha.ru/uploads/images/2/7f/27fce4fd36b241809c99225a51f89d32.jpg)
На рубеже веков нахальный американский коммивояжер мистер Смит (Бинг Кросби) приезжает в Австро-Венгрию, чтобы продать императору Францу Иосифу (Ричард Хейдн) новейшее изобретение — граммофон. В процессе у него случается скандальный роман с бедной, но гордой графиней фон Штольценберг-Штольценберг (Джоан Фонтейн). Одновременно — и более чем параллельно — развивается история любви безродного американского кобеля, которого привез Смит, и аристократической суки Шахерезады, принадлежащей графине и уже сосватанной к любимому пуделю самодержца. Побывав в разоренной послевоенной Вене, Уайлдер решил снять фильм о родине, которую он фактически не застал, в легчайшей и совсем не типичной для себя (задуманной как оммаж Эрнсту Любичу) манере — опереточный сюжет, Бинг Кросби, распевающий йодли в тирольских горах, симпатяга-император с бакенбардами, вальсы Штрауса. Нашлось место даже психоанализу: на кушетку тут ложится пудель. Ради общей живописности Уайлдер ненадолго преодолел свою ненависть к цветному кино и использовал «Техниколор». Это пустячный, но очаровательный фильм, в котором горечь реальности вполне по Фрейду вытесняется сладким мифом.
«Зарубежный роман»
1948
![](https://img01.rl0.ru/afisha/720x-/daily.afisha.ru/uploads/images/3/02/3027edfa08db4e05af8980268538a724.jpg)
В оккупированный Берлин прибывает депутатская комиссия, чтобы проверить моральный облик американской армии. Облик печален: черный рынок процветает, солдаты волочатся за юбками, повсюду пьянство и разврат. Застегнутая на все пуговицы конгрессменша из Айовы с морозной фамилией Фрост (Джин Артур) становится одной из вершин любовного треугольника: вместе с ней его составляют ушлый американский капитан (Джон Ланд) и фройляйн фон Шлютов (Марлен Дитрих), кабаретная певица с темным прошлым. Еще одна экскурсия Уайлдера по родным местам: фильм даже удалось частично снять в Берлине — в том, что от него осталось. И снова Уайлдер делает фарс — прячась от слишком близкой для него темы нацизма, уничтожившего его семью и превратившего его в беженца, за стеной циничной иронии. Пленных не берет: высмеиваются и американцы (режиссера вызывали на ковер в конгресс), и немцы (немецкая премьера «Романа» состоялась в 1977 году на телевидении, а в кино — и вовсе в 1991-м), не говоря уже о русских. Обеих своих звезд жестокий режиссер заставил играть на грани самопародии. Марлен Дитрих, чья роль отсылает к «Голубому ангелу», на кадрах фальшивой хроники весело щебечет с Гитлером. Джин Артур на ее фоне выглядит откровенно непривлекательно — даже когда с ней происходит трансформация в духе «Ниночки» (тоже написанной Уайлдером). Это комедия, и очень смешная — но что-то в голосе победителей совсем не слышно ликования.
«Бульвар Сансет»
1950
![](https://img01.rl0.ru/afisha/720x-/daily.afisha.ru/uploads/images/0/bc/0bc5c73bebb4400e938b94ba3ed63e02.jpg)
Молодой безработный сценарист Джо Гиллис (Уилльям Холден), спасаясь от громил, которые хотят отобрать его машину за долги, попадает в обветшалый особняк на бульваре Сансет, где живут Норма Десмонд (Глория Свенсон), полубезумная звезда немого кино на пенсии и ее странный слуга Макс (Эрих фон Штрогейм). Если «Двойную страховку» за кадром комментирует герой, истекающий кровью, то «Бульвар Сансет» рассказан от лица трупа, в начале фильма плавающего в бассейне. Это уже не нуар, а почти готика — замок, населенный привидениями; даже теннисный корт во дворе — это скорее «призрак теннисного корта», замечает Гиллис. Идолы прошлого, поверженные приходом в кино звука, Свенсон и Штрогейм играют фактически самих себя; ДеМилль, Бастер Китон и другие играют себя буквально. Этот невероятный фильм, неизменно входящий в топ-листы величайших достижений кинематографа, слишком просто было бы свести к сатире на Голливуд. В режиссере, как и в Гиллисе, борются ужас, и презрение, и жалость — и восхищение. Ни до, ни после (за исключением «Федоры») саркастичный Уайлдер не оперировал страстями такого масштаба — и так характерно, что речь здесь идет о кино.
«Туз в рукаве»
1951
![](https://img01.rl0.ru/afisha/720x-/daily.afisha.ru/uploads/images/5/a8/5a847d405af0426993c8eb7ca3e02b43.jpg)
Бойкий столичный репортер Татум (Кирк Дуглас), скучающий в провинциальной газетке в Нью-Мексико, случайно натыкается на интересный случай: мужчина застрял в пещере, которая когда-то была индейским кладбищем. Чуя славу и Пулицеровскую премию, Татум устраивает из его спасения грандиозное шоу — при этом хлопоча, чтобы спасали не слишком быстро. История перекликается с реальным инцидентом, случившимся в 20-е годы (его на всякий случай упоминает Татум), плюс Уайлдер, конечно, использовал собственный берлинский опыт сотрудника таблоида. Фильм полон яда — многие не без оснований увидели в нем атаку на базовые американские ценности. Самый сильный образ «Туза» — не равнодушная жена застрявшего бедняги, не коррумпированный шериф и даже не беспринципный репортер, а огромная толпа зевак, собравшаяся возле горы с лучшими вроде бы намерениями. Сегодня обличительный пафос картины может показаться прямолинейным и слегка наивным, но Кирк Дуглас своей яростной игрой поднимает публицистику на уровень трагедии.
«Шталаг 17»
1953
![](https://img01.rl0.ru/afisha/720x-/daily.afisha.ru/uploads/images/f/6e/f6e90eda4c0943a5b6e1c23c4c8aa2e7.jpg)
В немецком лагере для военнопленных близится Рождество. Охрана только что расстреляла двух очередных беглецов из американского барака. Американцы подозревают, что среди них завелся стукач — и самым подходящим кандидатом кажется сержант Сефтон (Уилльям Холден), самоуверенный эгоист, наладивший бойкую бартерную торговлю с тюремщиками. Уайлдер адаптировал (а точнее, полностью переписал) популярную бродвейскую пьесу, сочиненную двумя бывшими военнопленными. Это отчасти шпионский детектив, отчасти драма о выживании, отчасти — грубоватая комедия: касаясь темы сексуальной фрустрации, Уайлдер, как обычно, пошел немного дальше, чем было принято в то время. Роль импозантного начальника лагеря досталась Отто Премингеру, другу и коллеге Уайлдера — она кажется написанной под Штрогейма, но Штрогейм уже ее сыграл в «Великой иллюзии». «Шталаг» заложил новый канон лагерного фильма: в следующие двадцать лет десятки однотипных бараков будут заселены бравыми циниками, находящими в своих очерствелых сердцах место для героизма.
«Сабрина»
1954
![](https://img01.rl0.ru/afisha/720x-/daily.afisha.ru/uploads/images/b/7d/b7d9bde039884d3fbc486de8c300365a.jpg)
В роскошном поместье на Лонг-Айленде живут два брата-холостяка — Дэвид (Уилльям Холден), легкомысленный бездельник и плейбой, и Лайнус (Хамфри Богарт), рассудительный зануда, погруженный в бизнес. У них есть «роллс-ройс», у «роллс-ройса» шофер, у шофера — дочь по имени Сабрина (Одри Хепберн), с детства влюбленная в Дэвида. Уайлдер выбрал Хепберн еще до премьеры и грандиозного успеха «Римских каникул». Он был абсолютно очарован («я говорил во сне ее имя; к счастью, мою жену звали так же») — и это видно по фильму, единственному в карьере Уайлдера, где закадровый голос в начале, его любимый инструмент, принадлежит женщине. Роль старшего брата, которому в итоге достается Сабрина, предназначалась для Кэри Гранта — когда тот отказался, Уайлдер уговорил Богарта, ни до, ни после не снимавшегося в легковесных ромкомах (и не без причины). Съемки превратились в катастрофу, а результат — далеко не лучшая комедия Уайлдера, но среди фильмов о Золушках этот всяко входит в первую десятку.
«Зуд седьмого года»
1955
![](https://img01.rl0.ru/afisha/720x-/daily.afisha.ru/uploads/images/7/98/79818580f6d746d7a6e86aaafddce3f6.jpg)
Мужчина средних лет (Том Юэлл) отправляет жену и сына на лето за город, а сам остается в душном Нью-Йорке наедине со своим буйным воображением и (возможно, выдуманной им) безымянной блондинкой (Мэрилин Монро), которая поселилась в квартире сверху. Смелую пьесу Джорджа Аксельрода пришлось сильно и к худшему обработать, чтобы втиснуться в цензурные рамки, но сам факт присутствия на экране Мэрилин Монро делает любую цензуру смехотворной: она здесь излучает секс, как лампочка — свет. Бесконечные внутренние монологи не слишком обаятельного героя довольно быстро утомляют, однако стоит появиться Мэрилин, фильм преображается. «Это классическая музыка, да? Я догадалась, потому что никто не поет!» — кажется, именно отсюда пошли анекдоты про блондинок. И точно отсюда — кадр с парящей юбкой. После которого развалился брак Монро с бейсболистом Ди Маджо, зато сама она уплыла прямиком в вечность на струе прохладного воздуха из подземки.
«Дух Сент-Луиса»
1957
![](https://img01.rl0.ru/afisha/720x-/daily.afisha.ru/uploads/images/7/78/778dad6075ba4d14bbb1221b012d120d.jpg)
Биография Чарлза Линдберга — пилота, совершившего в 1927 году первый одиночный трансатлантический перелет из Нью-Йорка в Париж. Уайлдер, в 1927-м работавший репортером, писал (как, впрочем, и все журналисты мира) заметки об этом событии. Фильм основан на мемуарах самого летчика и построен как серия флешбэков — воспоминаний Линдберга накануне и во время полета. Джеймс Стюарт, для которого Линдберг с юности был персональным героем (он даже научился водить самолет), выпросил для себя эту роль, несмотря на то что был вдвое старше своего персонажа, над чем впоследствии потешались рецензенты. В блондинистом паричке Джимми действительно выглядит странновато, но задним числом трудно представить более подходящего кандидата на роль американского Гагарина, простого парня из глубинки, совершившего невозможное. И фильм, несмотря на хронометраж и отсутствие обычных приманок вроде любовной линии, смотрится вполне живо — единственная работа Уайлдера, к которой можно применить эпитет «духоподъемный».
«Любовь в середине дня»
1957
![](https://img01.rl0.ru/afisha/720x-/daily.afisha.ru/uploads/images/2/fb/2fb6c75bdf0343ea93123795a54f0478.jpg)
Пожилой парижский детектив (Морис Шевалье) следит за американским плейбоем (Гэри Купер), который серийно соблазняет чужих жен в люксах отеля «Ритц» на Вандомской площади. У детектива есть скромная, но любопытная дочка (Одри Хепберн), студентка консерватории, — которая однажды тоже окажется в «Ритце». Очередной привет Уайлдера его учителю Эрнсту Любичу и очередная валентинка Парижу — фильм иронически пережевывает самые бесстыдные стереотипы, касающиеся французской столицы. Купер, которому под 60, даже по тогдашним стандартам выглядит возмутительно неподходящей парой для Хепберн, но сам фильм настолько старомоден, что в этом что-то есть. Фирменный сценарный прием Уайлдера — бесконечное перечисление людей со смешными именами — никогда не работал лучше, чем в сцене, где Хепберн вспоминает своих воображаемых любовников. И разумеется, вальс «Fascination» никогда еще не звучал так восхитительно.
«Свидетель обвинения»
1957
![](https://img01.rl0.ru/afisha/720x-/daily.afisha.ru/uploads/images/f/53/f53d3212272d47de9a691668112d9580.jpg)
Знаменитый адвокат (Чарлз Лотон), едва оправившись после сердечного приступа, соглашается взять интригующее дело: обаятельного парня (Тайрон Пауэр) обвиняют в убийстве его знакомой, богатой дамы. Алиби должна подтвердить жена (Марлен Дитрих), которую герой вывез трофеем из Берлина, но она ведет себя странно. Хотя в экранизации пьесы Агаты Кристи можно услышать отзвуки и «Двойной страховки», и даже «Бульвара Сансет», британский детектив, конечно, не самый очевидный материал для Уайлдера. Он тем не менее сделал его своим, переписав судебную головоломку так, что на первый план вышла не интрига, а характеры и их пороки. Колоритнейший Лотон, без конца препирающийся со своей сиделкой («Если бы вы не были женщиной, я бы вас ударил»), крадет этот фильм, как он крал все фильмы, в которых появлялся, но и Тайрон Пауэр, закатившаяся звезда фильмов плаща и шпаги, и Дитрих, которой уже давно не хватало предложений, получили едва ли не лучшие роли своей жизни. Единственное — ключевая сцена, которая, должно быть, нормально смотрелась на театральной сцене, на экране кажется откровенно гротескной.
«В джазе только девушки»
1959
![](https://img01.rl0.ru/afisha/720x-/daily.afisha.ru/uploads/images/9/08/9087f897860b4d768d224c4c274ffcc9.jpg)
Во времена сухого закона два нищих музыканта, саксофонист Джо (Тони Кертис) и контрабасист Джерри (Джек Леммон), случайно видят, как гангстер-бутлегер, похожий на артиста Евстигнеева (Джордж Рафт), убивает стукача. Они прячутся в женском оркестре, где особенно удалась партия укулеле (Мэрилин Монро), под видом Жозефины и Дафны. Самая, вероятно, знаменитая комедия всех времен и народов — во вторую очередь уморительная пародия на криминальное кино 30-х, а в первую — апофеоз увлечения Уайлдера темой переодевания, примерки чужой кожи, которая трансформирует личность примеряющего. К Дафне и Жозефине режиссер подбирался еще со времен «Майора и малютки», но только теперь, на рубеже 60-х, через цензуру мог пройти настолько рискованный сценарий. Не потому, что мужчины переодевались в женщин — «Тетушку Чарли» ставили давным-давно, — а потому, как они это делали: чем невиннее шутки и гэги в этом фильме, тем скабрезнее их подтекст. Дни кодекса Хейса и эзопова языка в Голливуде были сочтены, и Уайлдер готовился перейти с бутлегерства на легальное положение; впоследствии, правда, выяснится — как часто бывает, — что в подполье ему было лучше.
«Квартира»
1960
![](https://img01.rl0.ru/afisha/720x-/daily.afisha.ru/uploads/images/d/8c/d8c1633852b6431eabc2d17cf07930fb.jpg)
Одинокий молодой клерк Бакстер (Джек Леммон), работающий в страховой компании, из карьерных соображений одалживает ключи от своей квартирки начальству, чтобы то могло с комфортом изменять женам. Однажды к нему обращается сам директор по персоналу (Фред МакМюррей) — его любовницей оказывается стриженая лифтерша (Ширли МакЛейн), которая нравится Бакстеру. В СССР, куда «Квартира» попала как критикующая буржуазные нравы и где, судя по фильмам Рязанова, нашла благодарную аудиторию, такие меланхоличные сказки называли «лирическими комедиями». Сюжет (вдохновленный эпизодом из «Короткой встречи» Дэвида Лина) скроен по комедийным лекалам, и Уайлдер не отказывает себе в удовольствии поерничать на тему корпоративной Америки. Но в основе фильма, конечно, довольно печальные соображения о современной городской жизни, не столько даже аморальной, сколько просто скучной. Ставки драматически снизились, и новым героем, от которого Уайлдер добивается решительного поступка, оказывается раз в жизни набравшийся храбрости мямля-оппортунист — просто потому, что он, в отличие от остальных, еще не совсем потерял человеческий облик.
«Один, два, три»
1961
![](https://img01.rl0.ru/afisha/720x-/daily.afisha.ru/uploads/images/a/4a/a4a044a04bc6459689050c90ea8de3f8.jpg)
МакНамара (Джеймс Кэгни), начальник филиала «Кока-колы» в Западном Берлине, мечтает поскорее переехать на повышение в Лондон и пытается заключить контракт о поставке колы в СССР. Тем временем большой босс просит присмотреть за его дочкой (Памела Тиффин), прилетевшей в Германию, — та оказывается 17-летней идиоткой, тайком выходит замуж за коммуниста из Восточного блока (Хорст Буххольц) и собирается бежать с ним в Москву. Уайлдер в последний раз возвращается в Берлин — с актуальным политическим комментарием, теперь уже о холодной войне. Пока фильм снимался, разразился кризис, и, выйдя однажды утром на улицу, съемочная группа обнаружила стену; Бранденбургские ворота пришлось строить в натуральную величину на студии, а сценарий дописывать на ходу. «Один, два, три» — пулеметный ритм, в котором развивается действие и тараторит главный герой, великий Кэгни, еще один кумир прошлого, которого режиссер извлек из полузабвения. Этот фильм — чемпион по количеству шуток на минуту: не только у Уайлдера, но и, вероятно, вообще. Некоторые из них неизбежно глупее других, но у зрителя просто нет времени это отрефлексировать. Уайлдер с равным удовольствием обижает коммунистов, капиталистов, немцев, французов. Это чистое счастье — как если бы второстепенным и лучшим героям «Ниночки», Иранову, Бульянову и Копальскому, достался в распоряжение целый фильм.
«Нежная Ирма»
1963
![](https://img01.rl0.ru/afisha/720x-/daily.afisha.ru/uploads/images/e/74/e741770fd8bf4bd182a413df667b0fb2.jpg)
Парижский полицейский-идеалист Пату (Джек Леммон), не разобравшись в обычаях своего нового квартала, устраивает рейд в борделе, где принимает клиентов популярная барышня Ирма (Ширли МакЛейн) и отдыхает, в частности, главный инспектор. Пату выгоняют из полиции, и он незаметно для себя становится любовником и сутенером Ирмы. Но поскольку быстро начинает ревновать, прикидывается богатым английским импотентом, который хочет, чтобы Ирма обслуживала его одного. «Нежная Ирма» изначально была французским мюзиклом; Уайлдер сперва хотел оставить несколько песен, но в итоге выкинул и их. Тем не менее дух оригинала в фильме остался — это самая вульгарная, в классическом смысле слова, работа режиссера. И определенно не самая удачная — получив наконец разрешение говорить о сексе в открытую (и даже сделать фильм о проституции без ее однозначного осуждения), Уайлдер потерял возможность жонглировать двусмысленностями, то есть важнейшую часть своего остроумия. Публика начала 60-х, впрочем, была вполне удовлетворена — «Ирма» стала колоссальным хитом.
«Поцелуй меня, дурачок»
1964
![](https://img01.rl0.ru/afisha/720x-/daily.afisha.ru/uploads/images/0/9b/09bbf5ae40c9457fa981dc6dda801e97.jpg)
Учитель музыки (Рей Уолстон) и его приятель-автомеханик (Клифф Осмонд) сочиняют песенки в невадской глуши, мечтая продать их популярному певцу. Когда на заправке останавливается машина крунера Дино (Дин Мартин), им удается задержать его на ночь. Но поскольку Дино — известный бабник, а учитель патологически ревнив, он отсылает свою красавицу жену (Фелиция Фарр) и нанимает местную девицу легкого поведения (Ким Новак) изображать ее. На волне успеха «Нежной Ирмы» Уайлдер решил снять еще один секс-фарс и на этот раз фатально просчитался. Питер Селлерс, игравший главного героя, свалился в разгар съемок с сердечным приступом — фильм пришлось переснимать с Уолстоном, который тут скорее раздражает, чем трогает (несмотря даже на свитер с Бетховеном). Дин Мартин, согласившийся одолжить карикатуре на себя даже собственное имя, тоже выглядит довольно отталкивающе. Ким Новак безуспешно подражает Мэрилин Монро. Фильм разорвала пресса, он с треском провалился в прокате. В довершение всего Национальный легион приличия, католическая организация, приглядывавшая за Голливудом наравне с цензорами и в это время еще имевшая вес, осудила ленту как морально неприемлемую, спровоцировав большой скандал.
«Азартная игра»
1966
![](https://img01.rl0.ru/afisha/720x-/daily.afisha.ru/uploads/images/4/94/4947368053c44703af3b326cd4de204f.jpg)
Телеоператор Гарри Хинкл (Джек Леммон) работает на футбольном матче, и на кромке поля его сбивает крупный игрок по прозвищу Бум-Бум (Рон Рич). У Гарри небольшое сотрясение, но его продувной зять-адвокат (Уолтер Маттау) решает отсудить у страховой компании миллион и уговаривает пострадавшего симулировать тяжелую травму. Компания, в свою очередь, нанимает детектива (Клифф Осмонд), чтобы его разоблачить. Это первая совместная работа Леммона и Маттау, и, хотя Леммон был куда более знаменит, Маттау легко перетягивает на себя одеяло во всех парных сценах (тем более что его партнер почти не встает с инвалидного кресла) и вообще служит главным украшением картины. «Азартная игра» — типичная для режиссера история об алчности и моральном выборе, упакованная в обертку слегка меланхоличной разговорной комедии с вкраплениями фарса. Фильму не хватает игривости лучших сценариев Уайлдера, и он вызывает скорее улыбку, чем смех, но, в общем-то, непонятно, что в нем может не понравиться.
«Частная жизнь Шерлока Холмса»
1970
![](https://img01.rl0.ru/afisha/720x-/daily.afisha.ru/uploads/images/7/b1/7b14d7e82a8d459da426447eadf46604.jpg)
Когда доктор Ватсон (Колин Блейкли) наконец понимает, что их сожительство с женоненавистником Холмсом (Роберт Стивенс) выглядит подозрительно, воды Темзы приносят на Бейкер-стрит бездыханную бельгийку (Женевьева Паж), которая, как выясняется, ищет своего пропавшего мужа. В деле будут фигурировать карлики, канарейки, лох-несское чудовище и национальная безопасность Великобритании. Второе обращение Уайлдера к английскому детективу получилось куда более легкомысленным, чем «Свидетель обвинения»: несмотря на изобретательный сюжет, это главным образом все-таки комедия. Странноватая структура фильма — длинный эпизод с русской балериной, не имеющий отношения к основной интриге, — объясняется тем, что изначально Уайлдер снял трехчасовой альманах, но впоследствии был вынужден под давлением студии перемонтировать его, выбросив час готового материала (который обещали, но так и не выпустили на видео). Даже в таком виде это один из самых человечных и смешных портретов Холмса — в том числе и потому, что Уайлдер, с самого первого своего фильма исподволь игравший с темой гомосексуальности, встретился с идеально двусмысленным персонажем: то, что сыщик в фильме увлекается женщиной (списанной, конечно, с Ирен Адлер), лишь подчеркивает его общую нерешительность в этом вопросе.
«Аванти!»
1972
![](https://img01.rl0.ru/afisha/720x-/daily.afisha.ru/uploads/images/9/89/989d02db104a430793ff2e7716b6829c.jpg)
Американский бизнесмен Армбрустер (Джек Леммон), не успев переодеться после игры в гольф, летит в Италию — там погиб в автокатастрофе его отец, и ему срочно нужно доставить тело домой для пышных похорон. На живописном острове Искья выясняется, что Армбрустер-старший каждое лето проводил вдали от семьи не по соображениям здоровья, а из-за романа с англичанкой (тоже бывшей в машине). У англичанки осталась дочь (Джульет Миллс), в которую женатый бизнесмен вскоре влюбляется. Это единственный фильм Уайлдера, где дело происходит в Италии, и он, питая слабость к национальным стереотипам, спешит пошутить все шутки на эту тему — от бюрократии до спагетти. Леммон играет примерно ту же роль, что Богарт исполнял в «Сабрине» — человека в костюме, скидывающего его под давлением романтических обстоятельств (в данном случае и буквально), — но естественным образом делает из героя не зануду, а невротика. Фильм заметно затянут, и Уайлдеру не всегда удается тактично соблюсти баланс между комической суетой, мелодрамой и трагическими обстоятельствами, которые отбрасывают на нее тень, — зато это одна из считаных попыток режиссера говорить о любви не в фарсовом тоне.
«Первая полоса»
1974
![](https://img01.rl0.ru/afisha/720x-/daily.afisha.ru/uploads/images/1/22/1222a2fa12084c97938a9cb47e791a9f.jpg)
В Чикаго конца 1920-х робкий анархист (Остин Пендлтон), случайно застреливший полицейского, приговорен к виселице. На казнь слетается вся городская пресса. Редактор таблоида (Уолтер Маттау) хочет послать своего лучшего репортера (Джек Леммон), но тот сообщает, что женится на пианистке (Сьюзан Сарандон) и потому немедленно увольняется. Пьесу Бена Хекта экранизировали несколько раз, больше всех преуспели Говард Хокс с Кэри Грантом и Розалинд Расселл («Его девушка Пятница»). Уайлдер взял на роль Гранта (с которым он всегда мечтал поработать, но так и не сумел) максимально непохожего на него Маттау, а репортеру Хильди вернул мужской пол: таким образом, «Полоса» потеряла романтическую линию, на которой строил фильм Хокс, зато приобрела тему любви-ненависти между друзьями, на которой специализировался дуэт Леммона и Маттау. Уайлдер наполовину переписал текст классической пьесы — сочинив, в частности, гениальную сцену с психоаналитиком, — сохранил ураганный ритм, а тон сделал заметно грубее, что, впрочем, на материале Чикаго 1929 года (то же время и место было у «В джазе только девушки») выглядит вполне органично, одновременно делая его более современным.
«Федора»
1978
![](https://img01.rl0.ru/afisha/720x-/daily.afisha.ru/uploads/images/5/43/5434ee3918fc41e4899b99b045c71d17.jpg)
Независимый голливудский продюсер Барри Детвайлер (Уилльям Холден) прилетает в Грецию, где на острове живет Федора (Марта Келлер), 67-летняя кинозвезда, с которой он однажды в молодости встретил утро на пляже. Она давно покинула кинематограф и стала отшельницей. Барри хочет предложить ей сценарий — адаптацию «Анны Карениной». Но Федора, которая делит виллу со старой польской графиней (Хильдегард Кнеф), пьющим доктором (Хосе Феррер) и парой слуг, кажется скорее пленницей, чем пенсионеркой. Уайлдер всегда был равнодушен к категории хорошего вкуса, и эта отчаянная мелодрама, сделанная на грани китча, — лишнее тому подтверждение. Параллели с «Бульваром Сансет» слишком очевидны в «Федоре», чтобы их перечислять, но на сей раз трагический гротеск кажется аляповатым, почти смешным. И тем не менее эта картина 70-летнего режиссера, фактически списанного в утиль (деньги на «Федору» он нашел только в Германии), полна увядающей красоты, которой, собственно, посвящена, — и нужно вовсе не иметь сердца, чтобы не проникнуться ее элегическим настроением в некоторых эпизодах. В «Бульваре» Уайлдер был Джо Гиллисом; здесь он уже Федора.
«Зануда и киллер»
1981
![](https://img01.rl0.ru/afisha/720x-/daily.afisha.ru/uploads/images/b/dc/bdc480781df24df69f80d7ea4c44ebd7.jpg)
В калифорнийской гостинице соседние номера достаются киллеру Трабукко (Уолтер Маттау), который собирается застрелить свидетеля на процессе против мафии, и Виктору Клуни (Джек Леммон), истерику, который собирается покончить с собой, поскольку жена (Пола Прентисс) убежала от него к доктору Цукерброту (Клаус Кински), директору Института сексуального удовлетворения. Уайлдер не задумывал этот фильм как финальный (он проживет еще очень долго, почти до 100 лет, но снимать больше не будет), однако в этом повороте судьбы видится определенное изящество. «Федора» была слишком похожа на последний фильм некогда великого мастера. «Зануда и киллер» — глупейшая и смешнейшая черная комедия, ремейк фильма «Зануда» с Лино Вентурой и Жаком Брелем — необязательный постскриптум, который напоследок сбивает с наследия Уайлдера столь несвойственный ему пафос. Символичным кажется лишь то, что герой Леммона работает цензором: напоследок Уайлдеру удалось пнуть профессию, которая выпила у него за сорок лет столько крови. Фильм плохо приняли, и сам режиссер говорил, что ошибся с кастингом: вместо Маттау на роль киллера следовало взять некомедийного актера. Возможно, и так; никто не совершенен.
- Мэрилин Монро
- Уилльям Холден
- КПРФ
- Кирк Дуглас
- Сьюзан Сарандон
- Анна Каренина
- Говард Хокс
- Гэри Купер
- Даниель Даррье
- Джеймс Стюарт
- Джеймс Кейн
- Джеймс Кэгни
- Джек Леммон
- Джинджер Роджерс
- Джоан Фонтейн
- Джон Ланд
- Джордж Рафт
- Дин Мартин
- Женевьева Паж
- Ким Новак
- Колин Блейкли
- Клаус Кински
- Клифф Осмонд
- Кэри Грант
- Марлен Дитрих
- Марта Келлер
- Морис Шевалье
- Одри Хепберн
- Памела Тиффин
- Ричард Хейдн
- Роберт Стивенс
- Рон Рич
- Том Юэлл
- Уолтер Маттау
- Фелиция Фарр
- Франц Иосиф
- Фред Макмюррей
- Хосе Феррер
- Чарлз Лотон
- Ширли Маклейн
- Энн Бакстер
- Билли Уайлдер
- Эрнст Любич
- фильмография
- Аким Тамирофф
- Александер Эсве
- Барбара Стэнвик
- Глория Свенсон