Новые рецензии «Афиши» «Лимонов» Эмманюэля Каррера, «Революция 2.0» Ваэля Гонима, «Кто и как изобрел страну Израиля» Шломо Занда, «Августовские пушки» Барбары Такман
![](https://img.rl0.ru/afisha/c128x201/daily.afisha.ru/uploads/images/0/17/01736f02a1f6492d800812ab21be24ed.jpg)
«Лимонов» Эмманюэля Каррера
Со стороны кажется, что этого просто не может быть, что это как если бы Михаил Шишкин написал биографию Джонни Роттена и получил за это премию «Большая книга»: чистый абсурд. На самом деле Каррер, во-первых, был знаком с Лимоновым с 80-х, во-вторых, сам имеет русские корни, в-третьих, он сын Элен Каррер д’Анкосс, историка-советолога, и двоюродный брат Пола Хлебникова — то есть прекрасно понимал, в какой материал сует нос. Самое удивительное в Каррере — как он умудрился учуять героя, свободно конвертируемого из одной культуры в другую, и отчаянный дефицит которого та, первая, испытывает, сама того не зная. Представьте себе, что вам нужно выбрать себе какого-то практически неизвестного — ну разве что совсем чуть-чуть — иностранца, живого нашего современника, и написать его биографию — такую, чтобы ваш президент заявил, что теперь это его настольная книга, а ваши соотечественники скупили 300000 экземпляров, и теперь ее переводят на все языки мира. Каррер, писатель с тридцатилетним стажем, не впервые исследующий патологически странных персонажей («Изверг»), поставил не то что даже на темную лошадку — а на какого-то Конька-Горбунка, и сорвал буквально миллион евро, вторую по статусу во Франции, после Гонкуровской, премию Ренодо, панегирик Саркози; по-видимому, образ последовательного бунтаря, всю жизнь презиравшего стандартные западные буржуазные добродетели, стоит действительно дорого. И все это, ну надо же, о ком? О Лимонове — о «нашем Лимонове», про которого мы-то знаем все, от гостиницы «Уинслоу» до Сыров: и биографию, и сегодняшний контекст, и перспективы, и миф. Зачем, думали, про него писать — и так ведь «все понятно». Не все, как выяснилось.
![](https://img.rl0.ru/afisha/c128x188/daily.afisha.ru/uploads/images/8/6f/86f8159b2d714f6c8d1cf3e0a37112d0.jpg)
«Революция 2.0» Ваэля Гонима
Ваэль Гоним — «человек с некоторым опытом в маркетинге», штатный работник Google, сам живет в Дубае с египетским паспортом, родители в Саудовской Аравии, женат на американке — выпустил к первой годовщине тахрирской революции «документальный роман», «хронику арабской весны». Сам он был, некоторым образом, Адонисом этой самой весны: основал на фейсбуке страничку, где додумался сочинять от имени только что убитого спецслужбами политического активиста. По сути, перед нами очень плохой «роман» и очень любопытный — сразу с двух сторон — документ. С одной стороны, как свидетельство цукербергизации Египта, история о том, как при помощи новейшего высокотехнологичного инструмента произошла быстрая дестабилизация региона.
![](https://img.rl0.ru/afisha/c128x201/daily.afisha.ru/uploads/images/8/03/8031b5f7a4d5404abb7a9f34a8671584.jpg)
«Кто и как изобрел страну Израиля» Шломо Занда
Шломо Занд — израильский историк-еретик, чья предпоследняя книга, «Кто и как изобрел еврейский народ» (2008), произвела в Израиле эффект, сходный с публикацией в XVI веке «О вращении небесных сфер» Коперника. Никакого единого еврейского народа не существует, концепция евреев как единого народа-расы была изобретена в XIX веке, и основана она на фальсификациях и замалчивании еще недавно общеизвестных документов. То есть мифология (библейская или талмудическая) — это одно, а реальная история — другое; путать их можно, но лучше по крайней мере делать это сознательно. В своей новейшей книге профессор Тель-Авивского университета описывает, как после национального мифа евреи создали себе миф территориальный — концепцию Эрец-Исраэль, Государства Израиль — и как такого рода мифотворчество использовалось для практической геополитики.
![](https://img.rl0.ru/afisha/c128x201/daily.afisha.ru/uploads/images/4/2e/42e9521adc114f74a1b17e4b4df01f6f.jpg)
«Августовские пушки» Барбары Такман
К грядущей годовщине начала Первой мировой уже возник издательский вулкан, извергающийся книгами о том, почему случилось событие, определившее весь ход ХХ века, непосредственно до фукуямовского «конца истории». В «Августовских пушках» — исторической классике (книга в 1962-м была награждена Пулицеровской премией и стала большим бестселлером) — описывается не вся война целиком, а непосредственно предшествовавшие ей события и первый месяц, ключевые тридцать дней, которые определили весь последующий ход Первой мировой. Вы знаете такие книги — совершенно не обязательно интересоваться военной историей, чтобы читать их; просто проза очень хорошая — и автор бесконечно остроумный: большая охотница до курьезных эпизодов, странных фактоидов и bons mots.