![](https://img09.rl0.ru/afisha/e1500x600i/daily.afisha.ru/uploads/images/7/98/7983ad61b2c0490abe2c6b586a112c5d.jpg)
The Horrors, The Black Keys, Fire! Orchestra, Tune-Yards и другие
«Волна» разбирает главные пластинки за последние 7 дней: The Black Keys продолжают делать рок, The Horrors вспоминают мэдчестер, Матс Густафссон снова собирает свой потрясающий свободный оркестр, Мерилл Гарбус закручивает тропические интриги — и многое другое.
The Black Keys «Turn Blue»
Очередная пластинка главной староформатной рок-группы в США
![The Black Keys «Turn Blue»](https://img08.rl0.ru/afisha/1500x-/daily.afisha.ru/uploads/images/9/3d/93d1d869ad9e4c3eb581f96001d27b3e.jpg)
Как звучит
Примерно как предыдущие два альбома The Black Keys — ладно, качественно и плоско. Группа снова записывалась с продюсером Дэнджер Маусом, чье влияние всегда сильно заметно на любой пластинке, к которой он приложился, будь то Broken Bells или The Rapture — это общая безугловатость звучания, много подвываний на заднем плане и невыветриваемый дух ретромании — на этот раз по психоделическому хипповому началу семидесятых. От самих The Black Keys, соответственно, — качающий блюз-рок, гитарные соло и прочие атрибуты музыки дальнобойщиков, которую на самом деле исполняют одетые под дальнобойщиков хипстеры.
Чем интересен
С самых первых дней The Black Keys исполняют музыку сугубо функциональную, будто написанную под заказ — такая в первую очередь востребована в саундтреках (и по одной песне The Black Keys действительно есть почти в каждом американском сериале и паре десятков фильмов). То есть целлюлозы тут больше, чем жизни, ретромании больше, чем ретро, фантазий о рок-н-ролле больше, чем рок-н-ролла. И это как раз делает песни The Black Keys идеальным фоновым оформлением чего бы то ни было — от сцены в кино про Вудсток до посиделок на траве во время современного фестиваля, где играют The Black Keys и создают иллюзию, что это Вудсток.
«Fever»
- Купить iTunes, Google Play
The Horrors «Luminous»
Одна из самых востребованных групп Великобритании лениво вспоминает мэдчестер
![The Horrors «Luminous»](https://img08.rl0.ru/afisha/1500x-/daily.afisha.ru/uploads/images/3/06/306f7299e40447868b57056c53a859e0.jpg)
Как звучит
Так, будто «Luminous» записан во время «второго Лета любви», расцвета манчестерского клуба «Хасиенда» в конце 1980-х. The Horrors в том виде, в каком они решили предстать на новой пластинке, удачно вписались бы в ряд групп, в то время взращенных — от Stone Roses до Happy Mondays; тут тоже гитарная психоделия замешана с танцевальным, опирающимся на разгульный бас грувом, тоже длинные кислотно-галлюциногенные песни, от которых веет не столько клубным драйвом, сколько какой-то особой благостью.
Чем интересен
Ну как минимум чистотой эксперимента и общей достоверностью — правда, на вопрос «зачем?», кажется, ответить никто не сможет. Есть даже ощущение, что сами музыканты посреди процесса себе его задали, ответа не нашли, но все равно решили завершить начатое — лениво и чисто, так сказать, на профессионализме. Это очень добротно сделанная и местами действительно закручивающая в свое радостное торнадо музыка, у которой помимо этой убедительности ничего, в общем, и нет — тут она может встать на одну полку рядом с вышеупомянутыми The Black Keys; там выдуманное воспоминание о первом Лете любви, тут — о втором. Нет бы кто третье придумал.
«I See You»
- Слушать beggarspromo.com
- Купить Google Play, iTunes
Fire! Orchestra «Enter!»
Вторая запись скандинавского импровизационного оркестра — и снова гениальная
![Fire! Orchestra «Enter!»](https://img08.rl0.ru/afisha/1500x-/daily.afisha.ru/uploads/images/1/b4/1b4b5d52ec234750b04ddc9a3e127a26.jpg)
Как звучит
Возможно, вы помните: Fire! Orchestra — это 28 скандинавских музыкантов, собранных вместе неуемным саксофонистом-выдумщиком Матсом Густафссоном в оркестр вольной музыки, в которой уживаются неистовые духовые, упругая ритм-секция и напористые голоса (на этот раз не только женские, но и мужские). Как и первый, не менее выдающийся альбоме Fire! Orchestra, «Enter!» фантастически полиморфен: тут и авант-кабаре с полноценными песнями, и психодел с воплями и бешеным ритмом, и самоуверенный краутрок, и неожиданные смысловые паузы; и при этом альбом все равно складывается в очень цельное художественное полотно, кажется, о том, как прорваться через смуту бытия к самому себе. В недавнем интервью «Волне» Густафссон сказал, что удачная импровизация — это как хороший секс; «Enter!» в этом смысле — выдающаяся оргия, обеспечивающая счастье всем ее участникам.
Чем интересен
Фри-джаз, с которым по-настоящему интересно; импровизации, которые не кичатся своей вольностью; песни-представления, одинаково ценные и по частям, и в составе больших композиций. Fire! Orchestra — во всех отношениях большая музыка: звуковая сложность тут отражает захватывающие приключения чувств и смыслов; и если вы слушаете современный джаз примерно раз в год — это, безусловно, тот самый раз.
Фрагмент альбома
Fatima Al Qadiri «Asiatisch»
Прогулка по виртуальному Китаю, которого никогда не было, — а также большое надувательство
![Fatima Al Qadiri «Asiatisch»](https://img08.rl0.ru/afisha/1500x-/daily.afisha.ru/uploads/images/a/12/a12b78d97c90439cba0baaacd684ee6a.jpg)
Как звучит
Родилась в Сенегале, жила в Кувейте, а затем в силу известных причин переехала в США. Выпускает дебютный альбом на видном британском лейбле Hyperdub, называет его по-немецки и посвящает стереотипам западного человека об Азии и Китае в частности. Казалось бы, музыка Фатимы Аль-Кадири должна быть собрана из всех этих деталей — но тут настигает небольшое разочарование: «Asiatisch» — это попросту скучное сочинение на тему «Что я знаю о стране, в которой никогда не был». Если в предыдущих работах Аль-Кадири будущее сливалось с воспоминаниями об этнике, что ставило ее в ряд с другими представителями арабского футуризма, то здесь все больше похоже на медленно, но верно устаревающую волну британской электроники (к примеру, на Зомби). Главная проблема альбома – создавая искусственную реальность, Аль-Кадири и звук создает искусственный; это не холодность, а отрешенный взгляд манекена.
Чем интересен
То, что в целом «Asiatisch» довольно скучен, не лишает его интересных моментов — как максимально китайских, так и противоположных им. Главный момент, за которое здесь можно простить все — кавер на «Nothing Compares 2 U», спетый на мандаринском, а чуть менее яркие моменты, появляющиеся под конец, вообще напоминают о грайме и карибских ритмах, Азии простыл и след. Тем, кому интересно погружение в несуществующую культуру Китая, стоит обратиться к единственному микстейпу исполнителя Triad God, читающего рэп на кантонском, — он расскажет вам о стереотипах куда больше.
«Shanghai Freeway»
- Купить iTunes
Tune-Yards «Nikki Nack»
Третий альбом американской мультиинструменталистки Меррилл Гарбус — самый ударный
![Tune-Yards «Nikki Nack»](https://img08.rl0.ru/afisha/1500x-/daily.afisha.ru/uploads/images/c/69/c69b2628f4fb4c49a128f092344e0ae7.jpg)
Как звучит
Тропический авант-поп, кипучий и полиритмичный; структурированные осколки вокальных дорожек, множественных синтезаторов и барабанов. Третий альбом Гарбус вышел самым шебутным, затейливым и отточенным. Для него она наняла работавших с Майей и Фрэнком Оушеном продюсеров, брала уроки вокала и ездила на Гаити учиться играть на ударных. Ударных на «Nikki Nack» очень много, равно как и клавишных завитушек, а также всевозможных семплов голоса самой Гарбус. Этот максимализм удивляет и даже, в общем, радует, но сделан он от и для ума. В одном интервью Гарбус говорила о страшной неуверенности в собственных силах («Я точно ставлю под вопрос свои способности»). Мечась между погремушками и ища грань между нормальным и не очень, она будто старается скрыть, что ничего якобы не умеет. Умеет она как раз сочинять трогательные песни — мы помним об этом еще по альбому «Bird-Brains», записанному с помощью диктофона, несложных программ и укулеле (там была выдающаяся «Lions», лучше которой Гарбус ничего еще не придумала); из лучших моментов новой пластинки это тоже напрямую следует. И да — укулеле в руках Гарбус ни капельки не раздражало.
Чем интересен
В любом случае «Nikki Nack» — это яркий и искусный поп-коллаж, созданный для того, чтоб веселить, золотистая музыка, находчивая и способная удивлять — как всегда у Tune-Yards. Но интереснее всего все же замечательная песня «Wait for a Minute».
«Wait for a Minute»
- Купить iTunes
Jefre Cantu-Ledesma «Songs of Remembrance»
Очередная запись Жефре Кантю-Ледесмы — сооснователя лейбла Root Strata, издающего дроун-эмбиент, и друга богини жанра Grouper
![Jefre Cantu-Ledesma «Songs of Remembrance»](https://img08.rl0.ru/afisha/1500x-/daily.afisha.ru/uploads/images/6/d5/6d51fc0282764662ad1baee122614cec.jpg)
Как звучит
Первый альбом Ледесмы назывался «Сад расходящихся тропок». «Songs of Remembrance» — собрание звуковых отрывков, записанных между Калифорнией, Берлином, Бруклином и Мюнхеном, — это тоже лабиринт, в котором запутаны глитч, гипнагогический поп, шугейз, эмбиент и даже нью-эйдж. Гитарный скрежет прерывается резким писком синтезаторов, мечтательно шлепает драм-машина. Музыка выходит мягкой и рассыпающейся, скорбной, но не ритуальной — за исключением «Вспоминания 16», в котором звонят колокола.
Чем интересен
Ледесма выпустил огромное количество записей в огромном количестве проектов, и «Songs of Remembrance» легко бы затерялся среди них, если б не рекомендация в твиттере любимого редакцией «Волны» Тома Крелла (How to Dress Well). Ровно теми же, что у Крелла, поисками нежности в смерти эта непритязательная меморабилия и любопытна. Ну и еще — для тех, кого не тронули мистерии Кристиана Феннеша 2014 года выпуска, «Songs of Remembrance» будут лучшей альтернативой.
Альбом целиком
- Слушать / купить Bandcamp
Austin Buckett «Grain Loops»
Тридцать лупов, в создании которых принимала участие наждачная бумага — не больше, но и не меньше
![Austin Buckett «Grain Loops»](https://img08.rl0.ru/afisha/1500x-/daily.afisha.ru/uploads/images/5/6c/56ce51315de24e39a1b91bbe5d39e724.jpg)
Как звучит
Ровно так, как и могут звучать тридцать минутных отрезков, в каждом из которых нет ничего, кроме повторяющегося лупа. Австралиец Бакетт исследует концепт, скрытый за немецким словом «rauschen», чаще всего обозначающим белый шум. «Grain Loops» — это белый шум и есть, только представленный в тридцати обличиях: постепенно в нем проявляются мелодии, возникает какая-то внутренняя драматургия, каждый из отрезков представляет собой то индастриал, то нойз, то техно, то чуть ли не хип-хоп, хотя все это на самом деле иллюзия. Не композиции, не песни, а лишь их каркас, очень неустойчивый и готовый исчезнуть в любой момент. Вслушиваться в эти треки — примерно то же самое, что разглядывать выцветшие персидские ковры: занятие бессмысленное, но почему-то затягивающее.
Чем интересен
«Grain Loops» самое место в книге «Я тоже так могу!» и ей подобным— проще говоря, среди современного искусства: концепт здесь не менее важен, чем сами треки. Несмотря на то что эта музыка словно создана специально для музыкальных критиков, альбом может впечатлить многих. Концовка, в которой метрономом звучит очищенный от всего шума барабан, напоминает о том, что Раушеном раньше назывался город Светлогорск: так и здесь музыка, постепенно избавляясь от всего, идет к свету.
«Grain Loops»
- Купить Room40