![](https://img09.rl0.ru/afisha/e1500x600i/daily.afisha.ru/uploads/images/8/8b/88b0245b831d4bf1bffe3f28411b9296.jpg)
Джейк Багг, The Retuses, Blood Orange, Феликс Кубин и другие
«Волна» разбирает главные пластинки за последние 7 дней: вторая запись новой надежды британского рок-н-рола, преображение героев новой русской музыки, образцовый бруклинский поп и многое другие.
Jake Bugg «Shangri-La»
Второй альбом самого многообещающего английского юноши с гитарой, обладающего даже слишком образцовой для таких случаев биографией: родился в Ноттингеме, воспитывался матерью-одиночкой, которая работала медсестрой — ну и так далее
![Jake Bugg «Shangri-La»](https://img.rl0.ru/afisha/1500x-/daily.afisha.ru/uploads/images/5/14/5141bdfbe88c46f8a1184e81b3e5a5f0.jpg)
Как звучит
19-летний Багг продолжает традиции примерно всех своих земляков в диапазоне от Леннона-Маккартни до — пожалуй, в большей степени — братьев Галлахеров и Алекса Тернера: «Shangri La» — это веско сочиненные, говорливые, иногда по-пацански торопливые, иногда романтически-задушевные, а главное — очень-очень английские с точки зрения мелодики и интонаций песни, которым хватает и запала, и драйва, и сердечной искренности. Другое дело, что сказать про них что-то еще сложно при всем желании, и третье — что на «Shangri La», как и на первой пластинке Багга, всего-то пара песен, к которым хочется возвращаться много раз. И тем не менее: это определенно лучше и глубже, чем условный топ-шоповский стандарт песен под электрическую гитару, а спасителем рок-н-ролла молодого человека, кажется, пока никто не объявляет.
Чем интересно
Это почти идеальная музыка для того, чтобы звучать в перерывах футбольных матчей или на титрах независимой британской драмы про неприкаянность. Собственно, песни с первого альбома Багга уже заслуженно играют на английских стадионах — и второй, вероятно, ждет та же судьба. Нужно ли Джейку что-то большее (и способен ли он на это) — пока вопрос.
«Me and You»
Blood Orange «Cupid Deluxe»
Очередной проект Дева Хайнса, успевшего порубить панк-рок в составе Test Icicles и поиграть мягкий инди-рок как Lightspeed Champion; под псевдонимим Blood Orange он играет насквозь пропитанный духом девяностых поп, а «Cupid Deluxe» — уже второй альбом в таком амплуа
![Blood Orange «Cupid Deluxe»](https://img.rl0.ru/afisha/1500x-/daily.afisha.ru/uploads/images/3/0a/30aa36390ac846619864cd6ef4905225.jpg)
Как звучит
Проект Blood Orange отталкивается от современного независимого R'n'B как у Autre Ne Veut и, местами, The xx, и будто исследует его корни, которые, естественно, в ностальгии выросшей в 1990-х молодежи. Это чувственный электропоп с большим количеством воздуха в песнях (как в софт-роке), с патокой в голосе (как в R&B той эпохи), вкраплениями кислотного трип-хопа и прочими приметами времени.
Чем интересно
Еще с начала 2010-х говорили о том, что теперь всеобщая ностальгия по 1980-м кончится и начнутся девяностые, и вот они действительно начались — и конечно же, оказалось, что суть их была не в помпезном бритпопе и суровом гранже, а в эфирах MTV тех дней и каком-то до горечи сладком настроении — будто кусочек концентрировано сахара съел и слезы из глаз прыснули.
«You're Not Good Enough»
- Купить itunes.apple.com/ru/album/cupid-deluxe/id716767448
The Retuses «Astra»
Лучшая запись зеленоградца Михаила Родионова и его маленького домашнего оркестрика, который успешно создал себе репутацию локальной версии группы Beirut, — а теперь блистательно ее разрушает
![The Retuses «Astra»](https://img.rl0.ru/afisha/1500x-/daily.afisha.ru/uploads/images/9/76/976796b6d0a647d1ac305682bba40fe6.jpg)
Как звучит
Гармоника, духовые и прочие акустические богатства, ранее составлявшие основной козырь The Retuses, здесь как будто расщеплены на первоэлементы и выполняют прежде всего орнаментальную функцию; звук вообще подернут некой смутной поволокой — отчего песни становятся похожи на судьбоносные ночные беседы под одеялом. Вообще, вышеупомянутая группа Beirut в связи с «Astra» приходит в голову в последнюю очередь — скорее уж вспоминаются, простите за банальность, Radiohead с их умением совместить оголтелость чувства с тонкой красотой. Песни на «Astra» живут как подвижные туманности, сотканные из гитарных переборов, мерцающей ритм-секции и — это чуть ли не главное — уместно подобранных слов про большую и сложную любовь на русском языке. Родионов-сочинитель находится под очевидным влиянием Есенина, но это даже помогает ему писать и петь так мягко и нежно, будто и не на родном.
Чем интересно
Если раньше The Retuses казались просто еще одним звеном в условной историко-культурной парадигме клуба «Мастерская» (что, конечно, ничем не плохо), то после «Astra» становится понятно, что это куда более серьезные и значительные люди — и по-хорошему говоря, эта пластинка должна их вывести в высшую лигу новой русской музыки. Очень впечатляющая, одновременно радикальная и удачная трансформация — с ходу и не вспомнишь, кому еще здесь такое удавалось в последние годы.
«Triangulum»
Magik Markers «Surrender to the Fantasy»
Шумная гитарная формация, долгое время существовавшая под покровительством Sonic Youth (выпускались на лейбле Терстона Мура, а лучший их альбом «Boss» продюсировал Ли Ранальдо), вернулась после пары лет молчания и снова шумит гитарами
![Magik Markers «Surrender to the Fantasy»](https://img.rl0.ru/afisha/1500x-/daily.afisha.ru/uploads/images/d/90/d90cedfcacaa4eb1a6dbcd800b3319d5.jpg)
Как звучит
У Magik Markers есть два амплуа — андерграудное, в рамках которого они выпускают по несколько альбомов с монотонными беспощадными шумами, и «попсовое» — с песнями. «Surrender to the Fantasy» — третий песенный альбом, то есть шумы тут стараются выстроиться в структуру, подчиниться груву и разбавляются печальными полуакустическими балладами.
Чем интересно
У такого подхода есть одна проблема — как ни пытайся гитарный нойз превратить в поп-музыку, все равно получается Sonic Youth. Magik Markers в этом плане люди самые честные, эпигонства своего не стесняются и таким образом сегодня уже являются лучшими из последователей ранних Sonic Youth в мире. За шесть лет, прошедших со времени выхода первого «поп-альбома» «Boss», группе так и не удалось из стадии копирования перейти на этап развития идей, но есть ощущение, что в данном жанре это не только невозможно, но и не нужно. Пусть себе шумят.
«Crebs»
Vex Ruffin «Vex Ruffin»
Полноценный дебют одного из самых необычных клиентов лучшего калифорнийского лейбла Stones Throw
![Vex Ruffin «Vex Ruffin»](https://img.rl0.ru/afisha/1500x-/daily.afisha.ru/uploads/images/e/9e/e9e62f7b815241a29d3669cd7ea7c375.jpg)
Как звучит
За последние два года Раффин успел выпустить три очень достойных EP (две из которых раздал бесплатно на сайте лейбла), пару синглов (включая совместный с Джеймсом Пэнтсом) и альбом на кассете. «Vex Ruffin» при этом совершенно не пересекается с уже изданным материалом, но автор узнается на раз: Векс умеет писать простейшие, но невероятно придирчивые песни, минимальными же средствами делает небанальные аранжировки — чеканная (но порой как будто выходящая из под контроля) драм-машина встречает у него расхлябанную гаражную электрогитару, гуляет истомный бас; в общем, сразу слышно — живая работа, а это в век поющих андроидов уже немало. Отдельные песни на пластинке звучат так, словно во временной аномалии столкнулись The Velvet Underground и Cabaret Voltaire начала восьмидесятых; сравнение это, конечно, очень условное, но ни на кого конкретного эта музыка и не похожа. Поет Раффин тоже здорово — словно близкий и дорогой друг решил рассказать тебе что-то очень личное; похожее ощущение было от отдельных, запрятанных на альбомах самых ранимых песен группы Blur. С поправкой на то, что эта музыка, конечно, на сто процентов принадлежит месту, где родилась, — в нарочито сырых и грубоватых, но прекрасных песнях Раффина так и чувствуется маревный воздух, соленый ветер с океана и неспешная прогулка с баскетбольной площадки на хорошую вечеринку на свежем воздухе.
Чем интересно
Здесь, без шуток, нет ни одной проходной песни, а это исчезающе редкое качество для песенно-ориентированного альбома. Блестящий дебют и одна из последних записей в этом году, которую стоило ждать с трепетом и нетерпением.
«Living For The Future»
«Saint Heron»
Первый релиз лейбла Saint Records, открытого сестрой Бейонсе — Соланж Ноулз, призванный заявить о нем и показать, чего от Saint Records стоит ждать; одновременно с этим — то ли запоздалый, то ли своевременный манифест нового андерграундного R’n’B
![«Saint Heron»](https://img.rl0.ru/afisha/1500x-/daily.afisha.ru/uploads/images/c/8d/c8d015df66334552a223c5709838ecd0.jpg)
Как звучит
В начале этого года Соланж устроила у себя в твиттере целую тираду на тему того, что критики делают вид, что новое R’n’B появилось только что — с приходом The Weeknd и Фрэнка Оушена, когда жанр стал популярным. Тем временем, мол, в Америке уже несколько лет всякие хорошие музыканты делали и продолжают делать новый R’n’B, а о них никто не рассказывает. «Saint Heron» призван исправить это положение — во всяком случае, обозначить некую сцену. Здесь 12 имен, самые узнаваемые из которых — сама Соланж, Келела и Petit Noire, о которых начали писать в этом году. Сила сборника в многообразии: здешние музыканты обращаются и к постдабстепу, и к готической музыке 80-х, и неизбежно к мейнстримовому R’n’B 90. Они поют разными голосами — мужскими, женскими, высокими и низкими. «Saint Heron», впрочем, собирает их всех в одну звуковую картину, один саунд — все это так или иначе соул и R’n’B, так или иначе достаточно аскетично и минималистично сыгранный. Да, все это, конечно, очень красивые урбанистические песни — и все они, конечно, про секс или про межличностные отношения вообще.
Чем интересно
Может быть в том, что об условно андерграундной, незамеченной музыке рассказывает девушка из богатой семьи, да еще и на лейбле, дистрибьюцией которого занимается компания Sony, есть что-то парадоксальное и потешное, но «Saint Heron» все равно дает пищу для размышлений о новой музыке, которую все вдруг начали слушать.
Sampha «Beneath the Tree»
Felix Kubin «Zemsta Plutona»
Черт знает какая по счету выдающегося немецкого авант-поп-деятеля, который с середины 80-х будоражит своими выдумками самые разные жанры, неизменно, впрочем, связанные с кнопками и синтезаторами
![Felix Kubin «Zemsta Plutona»](https://img.rl0.ru/afisha/1500x-/daily.afisha.ru/uploads/images/8/e8/8e82dc54ea8944b4b20391235fbc9127.jpg)
Как звучит
«Zemsta Plutona» — это, как ни странно, первый официальный сольный альбом Кубин за девять лет, хотя времени артист не терял и за эти годы выпустил уйму самых разных записей с самыми разными людьми. И это Кубин классический: примитивные с аппаратной точки зрения и притом хитро и ловко придуманные синтетические песни; по сути, классический минимал-вейв, записанный в 2013-м году с осознанием того, что на дворе 2013-й год. Открывается пластинка вообще кавером на Клауса Номи; дальше — и минималистичные инструменталы, и хоровые боевики, трехминутные театральные постановки на французском языке, и что только не; Кубин вообще мастер парадоксов и умеет озадачить слушателя даже на самом очевидном месте.
Чем интересно
«Zemsta Plutona» лишний раз подтверждает, что Кубин — уникум, умеющий выжать из скрипящих приборов песни одновременно потешные и глубокие, нелепые и заразительные, старомодные и по-своему абсолютно современные.
«Piscine Resonnez!»