![](https://img05.rl0.ru/afisha/e1500x600i/daily.afisha.ru/uploads/images/2/d9/2d96af6d64074367aec25737d3571f60.jpg)
10 лучших саундтреков к молодежному кино
На прошлой неделе вышел не только фильм «Голодные игры: И вспыхнет пламя», но и саундтрек к нему с эксклюзивными песнями The Weeknd, Coldplay, The National и прочих актуальных групп. «Волна» вспоминает и другие случаи, когда тинейджерские фильмы и сериалы сопровождались интересной звуковой дорожкой.
«Милашка в розовом» (1986)
![](https://img.rl0.ru/afisha/720x-/daily.afisha.ru/uploads/images/1/ff/1ff759a29cb14351b695c2cd09d0a426.jpg)
История того, как фильмы для тинейджеров создавали или
популяризировали определенную музыкальную моду, конечно же, начинается не в
1980-е. Можно не забираться в глубины свинга и джаза, но никак нельзя не
вспомнить отдельный поджанр «beach party»: фильмы про серфинг, снимавшиеся в
начале шестидесятых — и сопровождавшиеся, разумеется, серф-роком. Сюда же можно
отнести, скажем, эффект, произведенный «Лихорадкой субботнего вечера»:
популярность диско по выходу картины выросла в разы. Но это все были не совсем
те «фильмы про и для подростков», которые нам привычно видеть сейчас: по сути,
этот жанр в современном виде единолично придумал великий режиссер, продюсер и
сценарист Джон Хьюз. «Милашку в розовом» не назовешь самой известной тин-драмой
из числа созданных Хьюзом в восьмидесятые (этой чести могут удостоиться другие
два фильма с Молли Рингуолд в главной роли — «Шестнадцать свечей» и «Клуб «Завтрак»),
но по части саундтрека эта история о классовом разделении в старшей школе даст
фору им обоим. Нью-вейв в молодежном фильме, выпущенном в 1986 году, — вещь
почти обязательная, но тонкость здесь заключается в неочевидном выборе
исполнителей: на подготовленных при помощи a-ha и Tears for Fears подростков
пустили тяжелую британскую артиллерию. Сам фильм назван в честь трека The Psychedelic Furs, по ходу действия можно услышать новые на тот момент песни The
Smiths, New Order и Echo & The Bunnymen, а в трогательной финальной сцене
звучит баллада Orchestral Manoeuvres in the Dark.
«Моя так называемая жизнь» (1994–1995)
![](https://img.rl0.ru/afisha/720x-/daily.afisha.ru/uploads/images/f/43/f4333ce0a97f41708a5ab6986332fd72.jpg)
Характерный случай опережения вкусов общества: «Моя
так называемая жизнь» позиционировалась как анти «Беверли-Хиллз, 90210» и
служила первым примером американской тин-драмы, рассказывающей о подростках,
которые живут не в специальном уютном мире с редко возникающими
проблемами и
переживаниями, а в состоянии постоянного стресса и поиска себя. Сериал прожил
ровно год — но вывел в люди игравшую главную героиню Клэр Дейнс и Джареда Лето,
исполнявшего роль музыканта с трудностями в учебе. То, что «Моя так называемая
жизнь» — характерный продукт культурного расцвета поколения Икс, прекрасно
видно и по саундтреку: в списке артистов здесь можно найти Джулиану Хэтфилд и
Дэниела Джонстона (!), а самые известные группы в нем — это Sonic Youth и The
Lemonheads (тоже, прямо скажем, не вполне мейнстрим).
Пример: The Lemonheads «Dawn Can't Decide»
«Ромео + Джульетта» (1996)
![](https://img.rl0.ru/afisha/720x-/daily.afisha.ru/uploads/images/2/73/273d2598e47244379a131955930a32f3.jpg)
Саундтрек к вышедшей в этом году экранизации «Великого
Гэтсби» в очередной раз доказывает, что, даже если австралийца База Лурманна
подводит кинематографическое чутье, на него абсолютно всегда можно положиться в
области подбора музыки. Создавать эту репутацию Лурманн начал на своем втором
полнометражном фильме — осовремененной версии шекспировской трагедии с юными Ди
Каприо и той же Клэр Дейнс в главных ролях. Ни до, ни после Лурманн не брался за
молодежный жанр — видимо, понимая, что превзойти эмоциональность сцены венчания
в неоновой церкви или сцены гибели темнокожего Меркуцио в разрушенном театре
ему удастся с трудом. В дорожке к «Ромео + Джульетте» задействованы настоящие
тяжеловесы альтернативного попа и рока девяностых (тогда этот термин
действительно что-то значил) — от Garbage и Radiohead до The Cardigans, чья
карьера хитмейкеров как раз и началась с засветившейся здесь «Lovefool», и
героев одного — но какого! — хита The Wannadies.
Пример: The Wannadies «You and Me Song»
«Бухта Доусона» (1998–2003)
![](https://img.rl0.ru/afisha/720x-/daily.afisha.ru/uploads/images/5/ed/5edeb1e96aaa4e9fb5255bd29582333b.jpg)
«Бухту Доусона» можно жарко любить — или искренне
презирать — за то, что именно этот сериал подарил нам добрые две трети клише,
поселившиеся с тех пор во всех многосерийных драмах про тинейджеров и
романтические отношения. Блондинка против брюнетки, умненький и стеснительный
против атлета, сложная душевная организация и переживания по поводу
поп-культуры — все это добро перекочевало в сериал из подростковых фильмов
восьмидесятых, но заиграло новыми красками. Саундтрек «Бухты» был столь же
определяющим: именно с этого момента грустный гитарный поп — особенно тот, что
с женским вокалом, — навечно ассоциируется с романтическими паузами в диалогах.
Флагманами сериала можно назвать Sixpence None the Richer с вечнозеленой «Kiss
Me», Хизер Нову и исполнительницу темы с титров Полу Коул.
Пример: Пола Коул «I Don't Want to Wait»
«Жестокие игры» (1999)
![](https://img.rl0.ru/afisha/720x-/daily.afisha.ru/uploads/images/2/f9/2f9f57f620f34268bc7d8510ea8da878.jpg)
В фильме, поспособствовавшем созданию одной из главных
семейных ячеек Голливуда нулевых (Райан Филлипп и Риз Уизерспун), соотношение
порока и романтики совершенно идеально для пубертата: с одной стороны —
лесбийские поцелуи, межрасовый секс и кокаин в крестике, с другой —
перевоспитание, мораль и истинная любовь. Здешний саундтрек построен в том же
ключе экспериментов в рамках разумного и приличного: следуя фильмам Хьюза и
их музыкальной англофилии, создатели поместили в треклист множество
постбритпоповых песен разной степени развратности — от «Сoffee & TV» и «Bitter
Sweet Symphony» до «Every You Every Me». Особо приятное добавление — наверное,
лучшая из баллад Skunk Anansie.
Пример: Skunk Anansie «Secretly»
«О.С. — Одинокие сердца» (2003–2007)
![](https://img.rl0.ru/afisha/720x-/daily.afisha.ru/uploads/images/d/c0/dc0a23a4f44a4d47b20bd38aa48baaf8.jpg)
«Бухта Доусона» для следующего после нее поколения
школьников и даже больше: «Одинокие сердца» отличались не только местом
действия (Калифорния вместо Новой Англии) и средним доходом персонажей (богатеи
заместо среднего класса), но еще и размахом. По факту рассказ о жизни друзей
Райана и Сета — это полноценное взрослое «мыло» с тайнами и смертями, с
предательствами и разочарованиями — только перенесенное в мир подростков. Один
из важных факторов того, что шоу настолько успешно действовало на тинейджеров,
заключается в подборе музыки: именно после «The O.C.» премьера новых песен важных
групп внутри сериалов стала чем-то столь же обыденным, как и выступления на
вечерних разговорных передачах. Группу Phantom Planet до сих пор помнят как «ту
группу, что записала тему «Одиноких сердец», а команд, которым сериал обеспечил
доступ к куда большей аудитории, не счесть: в придуманном специально для съемок
клубе «The Bait Shop» успели выступить в числе прочих The Killers, Modest
Mouse, Death Cab for Cutie и The Walkmen — все эти выступления стали частью той
или иной серии.
Пример: концерт Death Cab for Cutie
«Холм одного дерева» (2003–2012)
![](https://img.rl0.ru/afisha/720x-/daily.afisha.ru/uploads/images/f/42/f42f8979251344479c7d45d0b3aa2639.jpg)
Броманс — платонические, но наполненные
романтическими нотами отношения между двумя гетеросексуальными мужчинами —
является важной частью большинства тин-драм, но нигде броманс не являлся
настолько ключевым двигателем сюжета, как в сериале «Холм одного дерева»,
повествующем о двух братьях-школьниках, занимающихся баскетболом. Если «Одинокие
сердца» пытались привлекать новую аудиторию размахом и постоянными
саркастическими подмигиваниями, то в «Холме одного дерева» много времени
уделяли спорту и фокусами с временной шкалой. В плане музыки, впрочем, два
сериала были весьма близки: в здешнем саундтреке тоже постоянно находилось
место для малоизвестного инди (как британского, так и американского), ну и для
разнокалиберного эмо вроде The Get Up Kids, Jimmy Eat World и Dashboard
Confessional — еще тогда, когда это не было общим местом. Пит Вентц, гитарист и
автор текстов эмо-королей Fall Out Boy, даже отметился здесь камео.
Пример: Jimmy Eat World «Kill»
«Сплетница» (2007–2012)
![](https://img.rl0.ru/afisha/720x-/daily.afisha.ru/uploads/images/b/3f/b3f21f4139954bd09c0cd890fe38204b.jpg)
Сценаристы «Сплетницы», поставленной на основе серии
молодежных романов, довели тренд «школьники-ведут-себя-как-взрослые», отчасти
придуманный ими же в «Одиноких сердцах», до предела — сколь абсурдного, столь и
логичного. Весь сериал — это хроника шикарной светской жизни, вот только ее
участникам еще нельзя употреблять алкоголь (а их романтические отношения
более-менее укладываются в рамки принятого в школьной среде). Бесконечный парад
дизайнерских нарядов, дорогих ресторанов, сумочек и такси сопровождается тем же
набором из бодрого инди-рока и сонграйтерских баллад, который превратился в
золотой стандарт молодежных драм — но здесь его разбавляют коммерческим R&B и
танцевальной электроникой, что неудивительно для сериала, где герои столько
времени уделяют клубам. Если с R&B все очевидно (обычные подозреваемые — от
Ни-Йо до Тимберлейка), то с электроникой все несколько внезапнее: в треклисты
здесь могли попасть, например, Crystal Castles и электроклэшевая певица Надя О.
«Молокососы» (2007–2013)
![](https://img.rl0.ru/afisha/720x-/daily.afisha.ru/uploads/images/4/e7/4e7a43bbd2054472a70d41f11151f7ff.jpg)
На плакатах, рекламировавших «Сплетницу», помещали
цитаты критиков, кричавших, что, мол, это худшее, что вы можете показать своим
детям. Но «Молокососов» американская аудитория просто не выдержала: ремейк
британской драмы закрыли в середине сезона в результате лавины возмущенных
отзывов. Неудивительно: «Сплетница» на фоне воспетого всеми критиками английского
шоу выглядит если не утренником, то чем-то весьма консервативным. Британское телевидение
всегда было куда более смелым в демонстрации жизни тинейджеров — «Молокососы»
же стали символом гедонизма и олицетворением социальных проблем Британии. Здесь
много пьют, много курят, много лапают друг друга, воруют, разрушают мебель и
жизни. Из всего этого крайне изящным образом выводятся тезисы о необходимости
взросления, о неизбежности роста ответственности и терпимости. Столь же
энциклопедический подход наблюдается и в саундтреке: каждому поколению школьников в «Молокососах» сопутствует свой по духу саундтрек (всего поколений
за шесть сезонов сменилось три), но везде саундтрек — это путешествие по
эпохам, от Глена Кэмпбелла и Боба Дилана до Florence and The Machine и
Santigold. Настоящим же символом тин-драмы по праву считается первый хит Gossip
— «Standing in the Way of Control».
«Сумерки» (2008–2011)
![](https://img.rl0.ru/afisha/720x-/daily.afisha.ru/uploads/images/e/05/e059790b3241405ebb6fa512dee3dcb5.jpg)
Даже если вы ненавидите вампирскую сагу всеми фибрами
души, одну вещь отрицать крайне сложно: саундтрек «Сумерек» — отличный
инструмент для того, чтобы превратить девочку-подростка в увлеченного
потребителя самой
разной музыки. Наиболее занятная характеристика этих звуковых
дорожек — то, как стилистический охват меняется и расширяется с ростом и взрослением
аудитории (параллельно с которым происходит и взросление героев). Если главная
песня из первой серии саги спета безобидными поп-готами Paramore (а остальной
саундтрек наполовину заполнен ню-металом), то уже во второй серии ведущий сингл
исполняли Death Cab for Cutie. Впоследствии баллады под клавишные чередовались
не только с треками важных деятелей стадионного альт-рока (Muse, Bon Iver, Том
Йорк) и безобидным поп-роком, но даже и с электроникой вроде UNKLE и
Скриллекса.
Пример: Metric «Eclipse»
- Клэр Дейнс
- телеканал АВС
- Риз Уизерспун
- Боб Дилан
- Том Йорк
- Skrillex
- Джаред Лето
- Skunk Anansie
- The Lemonheads
- The National
- Эйбeл Тесфайе
- Пола Коул
- кино
- The Wannadies
- списки
- Саундтреки
- Глен Кэмпбелл
- Джон Хьюз
- Молли Рингуолд
- Райан Филлипп
- сериалы
- Coldplay
- Crystal Castles
- Death Cab for Cutie
- Jimmy Eat World
- Metric
- Orchestral Manoeuvres in the Dark