![](https://img09.rl0.ru/afisha/e1500x600i/daily.afisha.ru/uploads/images/5/a9/5a9edf3fc0d4408db496c7ee401aeea2.jpg)
Жизнь на колесах
10 типов московских велосипедистов
В преддверии грандиозного велопарада, который пройдет 6 сентября и перекроет собой почти весь центр города, «Афиша» вспомнила всех московских велосипедистов и разделила их на десять разных категорий.
Велодед
Завсегдатай велосипедных мероприятий из возрастной категории 60+, по-прежнему бодрый и общительный
![](https://img03.rl0.ru/afisha/1500x-/daily.afisha.ru/uploads/images/a/ce/ace9ddbe20ff4b1bada5c3cb02973d07.jpg)
Жизнерадостный вид — подвернутая брючина на правой ноге, сандалии поверх носков и выцветшая на солнце кепка. Велодедушка выглядит — словно турист, отправленный к нам из 1970-х на машине времени, но заблудившийся по дороге и подрастерявший товарный вид. Может иметь шоссейник хорошей марки типа Chinelli, но гораздо чаще передвигается на велосипеде из масс-маркета — недорогом, но щедро украшенном флажками, наклейками, светоотражателями и прочими финтифлюшками. Общественная деятельность этого персонажа — сплошная погоня за трофеями: бесплатными спонсорскими сувенирами, которые раздают на веломероприятиях. Возможно, он до сих пор носит линялую розовую майку с логотипом «Дождя» с первого московского велопарада четырехлетней давности. Впрочем, в люди бывалого гонит не только жажда халявы, но и желание потереться среди молодежи — найти единомышленников среди сверстников ему нелегко.
Прогульщик
Заложник парков и набережных, пока опасающийся выезжать на дороги
![](https://img03.rl0.ru/afisha/1500x-/daily.afisha.ru/uploads/images/1/79/1790610b219e4b0f881843f72513b4ee.jpg)
Это именно те люди, которые устраивают аншлаг на велодорожках парка Горького, «Музеона» и Фрунзенской набережной теплыми летними вечерами. У них нет ни своей униформы, ни излюбленных моделей велосипедов. Единственное, что их объединяет, — страх перед автомобильным движением и склонность сбиваться в стайки. Любители велопрогулок выезжают в город как минимум парами — двухколесный транспорт для них в большей степени повод для общения, нежели средство передвижения. Но в остальном возможны варианты: это может быть семейство с детьми, прибывшее в парк вместе с велосипедами на машине, друзья-товарищи на прокатных велобайках или девушки в летящих платьях на круизерах Electra. Ездят неспешно, с перерывами на посидеть в кафе и полежать на травке. Любитель велопрогулок — самая перспективная целевая аудитория акций типа «На работу на велосипеде». Однажды осмелев и выехав на улицу, этот типаж органично конвертируется в категорию «жителей внутреннего Копенгагена» (см. ниже).
Лайкропедист
Человек в полной спортивной экипировке, пролетающий мимо быстрее, чем вы успеете его разглядеть
![](https://img03.rl0.ru/afisha/1500x-/daily.afisha.ru/uploads/images/5/96/596baf9caf44428f86bb639cea609e12.jpg)
В Америке для этой категории придумали аббревиатуру MAMIL — Middle Aged Man in Lycra, то есть мужчина средних лет в облегающей велосипедной одежде. Хотя делать выводы о возрасте и даже гендерной принадлежности спортсмена проблематично, поскольку экипировка, включающая непременный шлем и очки, скрывает их не хуже, чем хиджаб женщину Востока. Для тренировок они выбирают Pinarello, Scott, Cube, Orbea или, если нужен бюджетный вариант, Giant. Главные места обитания — Крылатское, Воробьевы горы, Лосиный Остров и Ярославское шоссе (это популярная трасса для длинных тренировок). Эти парни шерят пугающую статистику со Strava — 100 км за поездку со средней скоростью 40 км/ч. К велосипедизации города в нынешнем ее понимании лайкропедисты имеют примерно такое же отношение, как участник ралли Париж — Дакар к автомобилистам, стоящим в традиционной вечерней пробке на Тверской. Да и перспективам использования велосипеда в качестве транспорта настоящий спортсмен часто относится скептически, указывая на невозможность ездить на работу, поскольку там нет душа. В общем-то, в их случае это оправданно.
Прокатчик
Уверенный пользователь сети городского велопроката, которым может гордиться московское правительство
![](https://img03.rl0.ru/afisha/1500x-/daily.afisha.ru/uploads/images/d/6b/d6b7263430234a1bb1d77313b099d7a9.jpg)
Первые два года городской велопрокат использовался москвичами преимущественно для прогулок вдоль набережных и по бульварам. Люди, мучительно пытающиеся приобрести разовый абонемент в несговорчивых терминалах, в изобилии встречаются и до сих пор. Но летом 2015-го, после того как станции велопроката плотно обступили ЦАО и в некоторых направлениях дотянулись чуть ли не до МКАД, многие наконец-то начали использовать велобайки по назначению — для коротких поездок. Образцово-показательный пользователь нового типа обеспечивает спрос на прокатные велосипеды в окрестностях деловых центров, он облачен в офисный костюм, везет в корзинке папку с бумагами и ловко управляется с тяжеленным великом. Люди с вышеперечисленными характеристиками стали за последний год заметной частью ландшафта — и это куда более важное достижение московской велосипедизации, чем дефективная дорожка на Бульварном кольце. Еще одна ценная особенность прокатчика в том, что он с рекордной скоростью обучается езде по проезжей части, возможно, потому что на тротуаре неповоротливый казенный велосипед становится источником стресса не только для окружающих, но и для самого пользователя.
Таджикский рабочий
По поводу них без шуток — это мигрант из Средней Азии, которому велосипед обходится дешевле метро
![](https://img03.rl0.ru/afisha/1500x-/daily.afisha.ru/uploads/images/b/34/b34fb72902b14838835a6db3cc1a80a1.jpg)
Дворники придумали летом ездить на работу на велосипеде задолго до того, как это начали пропагандировать московские велоактивисты. Многие из них владеют русским языком куда лучше, чем вам кажется, и вполне заслуживают собственной звезды на аллее славы московского велосипедного движения. Сейчас в это сложно поверить, но лет десять назад они были единственными, кому приходило в голову ездить на велосипеде за пределами парков. Они отлично обходятся без велодорожек и прочих усовершенствований, благо перемещаются в основном дворами и переулками в пределах вверенной им для уборки территории. Хотя могут и прошвырнуться по улицам, посадив товарища на багажник. При случае такой участник движения с удовольствием обсудит с вами ваш нарядный велосипед и даже поинтересуется его ценой, но сам использует максимально экономичный вариант: побитый жизнью односкоростной Stels с низкой рамой или вообще разбитый советский «Салют». Непременные атрибуты такой машины — толстая металлическая цепь и замок размером с кулак, которые используются для парковки.
Стридовод
Принципиальный сторонник складных велосипедов Strida
![](https://img03.rl0.ru/afisha/1500x-/daily.afisha.ru/uploads/images/2/37/237a7b4a477d49dd83599d1b9c1d0acd.jpg)
Профессиональный велолюбитель
Завсегдатай покатушек с большим рюкзаком за плечами и опасной привычкой ездить по тротуарам
![](https://img03.rl0.ru/afisha/1500x-/daily.afisha.ru/uploads/images/9/c1/9c1fa30345a04df4a1d1516af3d42e14.jpg)
Заядлый велолюбитель дважды в год исправно открывает и закрывает сезон, а в промежутках вместе с другими участвует в многочисленных групповых заездах, планируя досуг на сайте «Катушкин». Является носителем специфического сленга с элементами мужского шовинизма (см. словарь на сайте велоклуба «Караван»), имеет страсть к бриджам серо-буро-малиновой расцветки и массивным рюкзакам. Предпочитает горные велосипеды и гибриды. Среди обязательных атрибутов — велокомпьютер на руле и бутылка с водой, прикрепленная к раме. Отдельные представители этого подвида не чужды патриотизма и украшают свои велосипеды российскими флажками и георгиевскими ленточками. Любовь к быстрой езде профессиональный любитель сохраняет и в городских условиях, при этом он живет с твердой уверенностью, что выезд на проезжую часть — одна из разновидностей суицида. Эта категория московских велосипедистов воспитала целое поколение пешеходов, которые, завидев велосипед на горизонте, хватают детей за руки и вжимаются в стены.
Фиксер
Адепт субкультуры — одна скорость, без тормозов
![](https://img03.rl0.ru/afisha/1500x-/daily.afisha.ru/uploads/images/5/58/558947bf87bf4433bbac006f2c67b98f.jpg)
Всесезонный комьютер
Сотрудник IT-компании, пересевший с автомобиля на велосипед не только по любви, но и по расчету
![](https://img03.rl0.ru/afisha/1500x-/daily.afisha.ru/uploads/images/1/2e/12e502767b374b34b5f8524ca27ee255.jpg)
Житель внутреннего Копенгагена
Модник на городском велосипеде, ищите его в районе Патриарших
![](https://img03.rl0.ru/afisha/1500x-/daily.afisha.ru/uploads/images/c/95/c95aa2f0b13a45c9a2d476d1e8d7a8b7.jpg)
Житель ЦАО, выпивающий в баре «как в Шордиче», ужинающий в ресторане с меню «как в Бруклине» и передвигающийся по городу так, словно живет в Копенгагене. Ездит на велосипеде типа Linus, Peugeot, Pashley, который не слишком хорошо приспособлен для поездок по бордюрам, зато идеально выглядит в инстаграме. Его — или, что часто, ее — фотолента может выглядеть как сплошная постановка, но в жизни такие люди ничем не отличаются от героинь блога Cycles Lady. Житель внутреннего Копенгагена не видит криминала в том, чтобы сесть за руль после пары бокалов Rosé или крафтового пива и порой настолько глубоко входит в роль, что продолжает ездить даже зимой, раздавая интервью на тему «как сохранить божеский вид, когда Москва по уши в реагентах». Веломодников часто презирают заядлые велолюбители за хипстерский вид и несерьезный километраж (мало кто из них проезжает больше 10–15 км за день), зато они являются носителями всевозможных лайфхаков, позволяющих эффективно перемещаться по центру на велосипеде, минуя подземные переходы и прочие несовершенства дорожной инфраструктуры.